Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у yuri_ost в ЗАБЫТЫЙ СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ
"Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…"
А.С. Пушкин "Руслан и Людмила"

Большое спасибо chediz за своевременную подсказку.


Любое объединение людей, будь то организация или государство, создает свою символику, которая является своеобразной визитной карточкой и позволяет четко идентифицировать такое объединение. Оригинальная символика используется в самых различных сферах деятельности – торговле, производстве, оказании различных услуг, в спорте, у религиозных и общественных организаций. Государственные символы помимо протокольных и иных вопросов решают задачу сплочения народа страны, осознания им своего единства.

В статье "Известный флаг неизвестной страны" мы выяснили, что у Татарии-Тартарии были гербы и флаги. В этой работе мы рассмотрим императорский флаг Татарии или Татарского Цесаря флаг, как он назван в "Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя", изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I. Также поразмышляем, мог ли этот флаг объединять под собой разные народы Великой Тартарии и затронем еще некоторые моменты нашего прошлого.

Для начала вспомним описание этого флага, приведенное в "Книге о флагах" голландского картографа Карла Алларда (изданной в Амстердаме в 1705 году и переизданной в Москве в 1709 году): "Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом». А теперь посмотрим на изображения этого флага из разных источников XVIII-XIX веков (в таблицу включены изображения флагов из источников, изданных: Киев 1709, Амстердам 1710, Нюрнберг 1750 (три флага), Париж 1750, Аугсбург 1760, Англия 1783, Париж 1787, Англия 1794, неизвестное издательство XVIII век, США 1865).



К сожалению, рисунки оставляют желать лучшего, т.к. выполнены в справочных, а не геральдических целях. Да и качество большинства найденных изображений весьма слабенькое, но все же, это лучше чем ничего.

На некоторых рисунках существо, изображенное на флаге, действительно смотрится как дракон. Но на других рисунках видно, что у существа есть клюв, а драконов с клювом вроде как не бывает. Особенно клюв заметен на рисунке из собрания флагов, изданного в США в 1865 году (последний рисунок в нижнем ряду). Более того, на этом рисунке видно, что голова у существа птичья, судя по всему, орлиная. А сказочных существ с птичьими головами, но не птичьим телом нам известно только два, это грифон (слева) и василиск (справа).



Однако василиск изображается как правило с двумя лапами и головой петуха, а на всех рисунках, кроме одного, лап четыре и голова ну никак не петушиная. К тому же различные информационные ресурсы утверждают, что василиск, выдумка исключительно европейская. По этим двум причинам василиска в качестве "кандидата" на тартарский флаг мы рассматривать не будем. Четыре лапы и орлиная голова говорят о том, что перед нами все-таки грифон.

Давайте еще раз посмотрим на рисунок имперского флага Тартарии, изданный в США в XIX веке.



Но может быть американский издатель все напутал, ведь у Алларда в «Книге о флагах» ясно написано, что на флаге должен быть изображен дракон.

А не мог ли Аллард ошибаться или по чьему-нибудь заказу сознательно исказить информацию. Ведь демонизация врага в общественном мнении, которую в современности мы все видели на примерах Ливии, Ирака, Югославии, да и чего греха таить, СССР, практикуется с незапамятных времен.

Ответить на этот вопрос нам поможет иллюстрация, по всей видимости, из той же "Всемирной географии", изданной в Париже в 1676 году, в которой мы нашли герб с изображением совы для предыдущей статьи.



На гербе Малой Тартарии (по канонической истории Крымского ханства) изображены три черных грифона на желтом (золотом) поле. Эта иллюстрация дает нам возможность с большой долей вероятности утверждать, что на императорском флаге Тартарии изображен не дракон, а именно грифон или грифъ (гривъ), как его именовали в русских книгах XVIII-XIX веков. Таким образом, прав был именно американский издатель XIX века, поместивший на флаг Татарского Цесаря грифа, а не дракона. А Карл Аллард, обозвав грифа драконом, ошибался, или по чьему-то заказу информация о флаге была искажена, по крайней мере, в русскоязычном издании «Книги о флагах».

Теперь давайте разберемся, мог ли гривъ быть символом, за которым могли последовать народы, населявшие многонациональную Империю, раскинувшуюся от Европы до Тихого океана.

На этот вопрос нам помогут ответить археологические находки и старые книги.

При раскопках скифских курганов на обширных просторах Евразии, не побоюсь этого слова, в массовом порядке попадаются различные предметы с изображением грифа. При этом такие находки датированы археологами начиная IV, а то и VI  веком до нашей эры.
Это и Тамань, и Крым, и Кубань.


И Алтай.



И район Аму-Дарьи, и Ханты-Мансийский автономный округ.


Истинным шедевром является пектораль IV века до .н.э. из "Толстой могилы" вблизи Днепропетровска.


Образ грифона использовался и в татуировках, что подтверждается археологическими раскопками могильников V-III веков до н.э. на Алтае.



В Великом Устюге в XVII веке на крышках сундуков рисовали это сказочное существо.



В Новгороде в XI веке грифа вырезали на деревянных колоннах, примерно в это же время в районе Сургута изображали на медальонах. В Вологде его вырезали на бересте.



В районе Тобольска и в Рязани грифа изображали на чашах и браслетах.


На странице изборника 1076 года можно найти нарисованного грифона.



Грифонов даже сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов. Самый яркий пример, это Дмитриевский собор XII века во Владимире.



Стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском также содержат изображения грифонов.



Есть грифоны и на церкви Покрова-на-Нерли, а также на воротах храма в Суздале.



И в Грузии на храме XI века Самтависи примерно в 30 километрах от города Гори есть изображение грифона.



Но гриф изображался не только на культовых сооружениях. Этот символ на Руси широко использовался великими князьями и царями в XIII-XVII веках (иллюстрации из многотомника "Древности Российского Государства", отпечатанном по определению высочайше учрежденного Комитета в середине XIX века). Мы можем найти грифов и на шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век).



Гифона мы находим и на царском сионе (ковчеге) 1486 года, и на входных дверях в верхнюю палату Теремного дворца Московского Кремля (1636).





Даже на знамени (великом стяге) Ивана IV Грозного 1560 года есть два грифона. Следует обратить внимание, что Лукиан Яковлев автор дополнения к III отделению «Древностей Российского Государства» (1865), где и приводится знамя с грифом, в предисловии (стр.18-19) пишет, что «…на знаменах делались всегда изображения священного содержания, иных же изображений, которые мы назовем житейскими, на знаменах не допускалось».





После Ивана IV на царских знаменах грифа найти не удается, но на других царских атрибутах он продолжает использоваться вплоть до конца XVII века. Например, на налучии царского саадака. К слову сказать, по налучию можно увидеть, что "ездец" на коне не противопоставляется грифону, колет он себе змия на одном конце налучия, а грифон стоит на другом конце и Державу Российского Царства держит.





Последнее изготовленное изображение грифона на царских вещах перед долгим перерывом до середины XIX века найдено на двойном троне, который был изготовлен для царей Ивана и Петра Алексеевичей.



Грифон присутствует и на одном из главных символов царской власти «Державе Российского Царства» или иначе «Державе Мономаха».



Теперь вдумайтесь, что на большей части территории Тартарии (Российской Империи, СССР – кому как больше нравится), изображения грифона использовались как минимум с IV века до н.э. по конец XVII века (в Московии), а в Перекопском царстве (так Сигизмунд Герберштейн в XVI веке называет известное нам Крымское ханство) – по всей видимости до взятия Крыма, т.е. до второй половины XVIII века. Таким образом, непрерывный период жизни этого символа на громадной территории Евразии, если руководствоваться канонической хронологией, составляет больше ДВУХ ТЫСЯЧ ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ лет!



По легенде грифоны охраняли золото в Рипейских горах Гипербореи, в частности от мифических великанов аримаспов. Возникновение образа грифона пытаются искать в ассирийской, египетской и скифской культурах. Может быть происхождение этого фантастического животного и зарубежное. Но приняв во внимание «ареал обитания» грифона и то, что за редкими исключениями образ скифского грифа остается не сильно изменяющимся с IV века до н.э., представляется, что грифон не чужеродный в Скифии.

При этом не надо пугаться того, что грифоны и по сей день используются в геральдике городов других государств Европы. Если говорить про север Германии, Прибалтику, да и вообще про южное побережье Балтики, то это земли древнего расселения славян. Поэтому грифоны на гербах Мекленбурга, Латвии, Поморского воеводства Польши и т.п. вопросов вызывать не должны.

Интересно, что согласно легенде, записанной в 15-ом веке Николаем Маршалком Турием в работе «Анналы герулов и вандалов»: «Антюрий поместил на носу корабля, на котором плыл, голову Буцефала, а на мачте - водрузил грифа». (A.Frencelii. Op. cit. P. 126-127,131). Упомянутый Антюрий - это легендарный предок ободритских князей, который был соратником Александра Македонского (это важный факт для нашего дальнейшего исследования). Прибыв на Балтику, он поселился на её южном берегу. Его спутники, в соответствии с этой же легендой, стали основателями многих ободритских знатных родов. Кстати на гербе Мекленбурга наряду с грифоном бычья голова, а Буцефал означает "бычьеголовый"(на информацию натолкнулся у swinow).

Если вспомнить изображение грифонов в соборе святого Марка в Венеции, то и там видится славянский след, т.к. есть вероятность, что Венеция могла быть Венедией, а уже потом олатиниться.



Как мы убедились, изображение грифона, как у славян, так и у других народов нашей страны было популярным, поэтому наличие грифона в символике тех поселений, где в древности могли жить эти народы, не должно вызывать удивления или недоумения.

Интересный факт. Если поискать древнерусское название грифона, то можно найти, что это не только див, но и ног, ногуй, иног, нагай, ногай. Сразу вспоминается Ногайская Орда. Если предположить, что ее название произошло не столько от имени военачальника Золотой Орды — Ногая, сколько от названия птицы ногай, т.е. грифона, под знаменами с изображением которого они воевали, как, например, авангард Татарского Цесаря, то вместо банды непонятных дикарей «монголов» видится весьма презентабельное воинское подразделение Тартарии. Кстати на просторах Интернета гуляет новодельный ногайский флаг, историческая связь которого с прошлым, судя по некоторым отзывам, вызывает вопросы. Вместе с тем, на нем крылатый зверь, правда, не гриф, а волк. Да и миниатюру из «Вертограда историй стран Востока» Хетума Патмича (XV век), изображающую битву темника Ногая на Тереке, посмотреть будет не лишним, хотя изображения грифона там нет.



Но вернемся к флагу Татарского Цесаря. Если кто-то еще не убедился, что на нем именно грифон, то есть еще один факт, который, думается, не только поставит жирную точку в этом вопросе, но и откроет новые пути для нашего исследования.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ



promo kadykchanskiy april 28, 2021 07:57 1
Buy for 10 tokens
РЕПОСТ прошу! Друзья! Прошу поддержать наше начинание по реставрации старинного купеческого дома, который мы собираемся превратить в дом-музей мещанского быта, "Дом сохранения истории "Инрог" в котором всегда будут комнаты для гостей. Делитесь роликом на своих страницах и показывайте…

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
roman_rostovcev
Jun. 27th, 2014 06:09 am (UTC)
Я полагаю, это не в Венеции славянский след присутствует, а в Восточной Европе - венецианский.
miksir
Jun. 27th, 2014 06:12 am (UTC)
Ошибка
Сразу же, почти вначале лобовая ошибка в статье. По поводу грифона, которого изображали в Тобольске (?) показано серебряное блюдо. Это блюдо не персидско происхождения. Их много на Урале и Сибири. Оно не было изготовлено здесь, тем более в Тобольске, которого на момент изготовления попросту не было еще.
astra_sever
Jun. 27th, 2014 06:12 am (UTC)
ДоРосияния це ПОСТМАЙДАНИЯ.

еейны херб це жовтный ДревнийЗмий на блакытном фоне. чи ДревняяТварина шо мает голову орела а тулов лева та в холце тришечки поболе коровы буде. мешкоют те тварины у белых стайнях на схиле горы на временно оккупированных злочинной москальской владой исторических Украинских землях с видом на море
(no subject) - oio11 - Jun. 27th, 2014 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - oio11 - Jun. 27th, 2014 06:42 am (UTC) - Expand
tatser
Jun. 27th, 2014 06:52 am (UTC)
По другой теме
Как можно было в 18 веке сделать лестницу из гранита без столбов. Из цельного гранита? Первое фото о путешествии в Царское село http://seva-riga.livejournal.com/125444.html
ninekib
Jun. 27th, 2014 07:14 am (UTC)
Re: По другой теме
литьё:)
raketavova
Jun. 27th, 2014 08:48 am (UTC)
Re: По другой теме
Интересно!Очень!
Сергей Павлов
Jun. 27th, 2014 07:54 am (UTC)
Индра (Сила охраняющая Жизнь в галактике) + Брама (Галактика)
ПеРун + СваРог
Орел(лик) + Лев(лик)

в соединении качеств дают :

Яр = Даждьбог = Варуна = Митра = Сурья (Солнце)
Грифон(лик) или Сокол(лик)


Edited at 2014-06-27 08:17 am (UTC)
Фицнер Игорь
Jun. 27th, 2014 03:22 pm (UTC)
"Чем дальше в лес - тем толще партизаны"
Петербург. Бург. Борг. борд (д-т, д-г-ж). борт. борт корабля, кузова автомобиля. стена города - тоже борт. Борт-форт-порт-ворт (а в ворт есть понятия варта - охрана и ворота...). Оборона. Защита. Спасение. "Баранi Божа" - "Спаси Боже" ( по белорусски ) . Борт - борд (бордюр и доска( скейт, сноу,..), бород - город... Гиперборея и Гардарика (переводится как страна городов) скорее всего суть одно. Слово "баррикада" в этом случае подтверждающее.

Баранi Божа. Баранак Божы ( Агнец Божий ). Как то странно: Спаситель стал Агнцем. Странности и странности.
Поют в костеле: "Божа, змiлуйся над намi. Пане змiлуйся над намi..." По польски пан - господин, а с большой буквы Пан - Господь... Но, кроме этого Пан - фавн, полукозел -получеловек...

Александр Македонский с бараньими рогами. И не только в шлеме с рогами, но и на монетах изображен с непокрытой головой с бараньими рогами... Александр Великий. Александр Двурогий... Тоже "баранак", только Македонский, а не Иорданский...
Судя по обилию изображений "вознесение Александра" терзают меня смутные сомнения, что Александр Македонский и Иисус два разных персонажа в истории... А может это сменяющие друг друга Спасители - волки в овечьих шкурах?

Edited at 2014-06-27 04:49 pm (UTC)
kadykchanskiy
Jun. 28th, 2014 12:54 pm (UTC)
Re: "Чем дальше в лес - тем толще партизаны"
Все "бурги" и "борги" от слова БРГ... Две гласные каждый сам может подставить. БЕРЕГ. Берег-береч-сберегать. На берегах рек строили "берги" которые сберегали людей казну. Всё просто. Македонский это не Иисус. В подавляющем большинстве случаев, Даждьбога выдают за Македонского. А Даждьбог это ни кто иной как Апполон. Он на Грифонах летал в Гиперборею.
nikoanna
Jun. 27th, 2014 05:24 pm (UTC)
грифоны.
"Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифоны, а ещё выше за ними (в данном случае — севернее — прим.авт.) — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (первыми начали войну аримаспы)".
Геродот "История" (84: IV.13; с.239)"***
Как то во *сне* я видела оранжевого грифона. И он охранял врата. Думала какой то кошмар...)), а сейчас вот узнала- кого видела.
Интересно- оранжевые грифоны бывают?
nikoanna
Jun. 27th, 2014 05:30 pm (UTC)
Re: грифоны.

"Теперь о страхе о другом сказать хочу.
Кусливых бойся грифов, Зевса бешеных
Собак, и бойся одноглазых конников
Из рати аримаспов, у Плутонова
Потока золотого обитающих"
Эсхил "Прометей прикованный" (180: 802-806; с.197)
(Deleted comment)
kadykchanskiy
Jun. 28th, 2014 08:04 pm (UTC)
Про гривну отличная мысль! Про Георгия не парьтесь. Он персонаж христианский, побеждал крокодила, а не змия, и никакого отношения к всаднику с копьём, не имеет. Это придумки попов. Такие же, как попытки объявить Перуна пророком Ильёй, а Даждьбога Апполоном (Александром Македонским).
(Deleted comment)
vjatkin
Jun. 30th, 2014 08:41 am (UTC)
Новый банк в Крыму

http://www.rncb.ru/

kadykchanskiy
Jul. 1st, 2014 08:13 am (UTC)
Так он даже на гербе Крыма всю жизнь был. Вместе с двумя колоннами.
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2024
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Comments

  • 10 Apr 2024, 13:27
    Конечно я Вам не верю. 100% россиян врут, что они прочли. Поэтому я обычно задаю три простых контрольных вопроса. Первый вопрос: Отец и сын пошли за гуманитаркой и встретились с российским патрулем…
  • kadykchanskiy
    10 Apr 2024, 10:45
    А вот у меня вызывает отвращение украинский идиотизм. Прочёл я эту вашу статью. Да я и не сомневался в том, что я — полноценный человек. Неполноценные люди скачут и поют — батька наш Бандера,…
  • 9 Apr 2024, 02:46
    ну, если кто останется. полностью согласен, но на ближайшие ххх лет нас кровью повязали и натравили друг на друга. сами себе во благо англичан съедим.
  • kadykchanskiy
    3 Apr 2024, 01:53
    Выблядок — результат блядования, потомок блядей.
  • kadykchanskiy
    3 Apr 2024, 01:50
    Я пошёл в школу в 1973 году. Ручку с открытым пером видел только на почте. В классе все практически писали шариковыми ручками. Но чернильные ручки ещё были в продаже. Никто повторно не заправлял…
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel