kadykchanskiy (kadykchanskiy) wrote,
kadykchanskiy
kadykchanskiy

Categories:

ТРОПОЮ ТАЙНЫНОТ АТАНА. Часть 8

Продолжение. Читать первую часть

ТРОПОЮ ТАЙНЫНОТ АТАНА. Часть 8

"Не пытайся нахрапом понять смысл услышанного, ибо почти всё, сказанное человеком, есть ложь. Подожди, пока будет окончен разговор. И откинув слова, войди в их смысл, образ, внутреннюю суть. Только так тебе откроется Истина. Только так ты сможешь увидеть то, что сокрыто от остальных нагромождением звуков и слов...".
                                                                                                                    Хранитель Полуострова, 1991 год.





Тундра. Опять тундра. И снова под нашими болотниками кочкарник. Мы с самого раннего утра корячимся по тундряку, направляясь в верховья Эпповеема, туда, где пасутся олени бригады Каковича. Старик всё-таки увязался с нами, и теперь чешет впереди, резво перебирая кривыми ногами, посмотрев на которые, люди придумали колесо. При этом старый то и дело начинает причитать, что ноги у него совсем не те, и что ходок он стал непутёвый с тех самых пор, как его ноги переехал трактор. И ходить то он совсем разучился, а ведь раньше не ходил, а бегал... И всё в таком духе. Он причитает, а мы чуть не материмся, пытаясь догнать "разучившегося ходить" старика! Как же он бегал раньше-то, со здоровыми, не сломанными ногами??? И можно ли было за ним тогда вообще угнаться, если сейчас мы изо всех сил напрягаясь, бежим за ним, но никак не можем его догнать! Ну, Какович! Ну, инвалид, туды его за ногу! Облегчение в нашей гонке приносят видимые издалека дымы стойбища. Неужели дошли? Минут через 30-40 мы уже сидим в палатке за низеньким столиком и... едим, конечно! А что еще делать людям, которые только что прошли пять часов по кочковатой тундре?

МАСТЕР

Он не играет, он - Творит. Мастерство подразумевает знание истинной природы вещей и человеческих душ. Ему известны природные законы, он понимает сущность и характеры Стихий. Он умеет разговаривать и договариваться с Ними. Камень и Древо, Ветер и Вода, Воск и Железо, Огонь и Земля внимают ему, помогают и слушают его, воспринимают на равных...

Вторая половина летнего дня. Солнце уже начало свой путь к линии горизонта. Тихо. Но комаров еще нет, они появятся попозже. Мы вольно расположились у палатки, в руках у нас железные кружки с чаем. Перед глазами - бескрайняя тундра, где-то вдалеке синеет остров Третий, там же море облизывает своим солёным и мокрым языком бухту Горного Кузнеца. А вот левее, почти на горизонте... Что это там?
- Какович, скажи, что там за сопочка виднеется очень странной формы? На котёл перевёрнутый похожа...
- Где? А-а! Эта! "Кушали двое"...
- Что - кушали двое?
- Ну, сопка так называется. Кушали Двое!
- Не понимаю...
- Да что там понимать? Давным давно это было! Мне эту историю рассказал отец, ему - мой дед, а деду - наш прадед... Собрались люди отовсюду возле этой сопки: торговать, меняться, новости рассказывать...
- А, так там место торга было?
- Да. Молчи и слушай! Так вот... Решили устроить праздник. Много оленей забили. Женщины мясо варят, а меж костров ходит один парень из чужаков, откуда-то с запада приехал, ходит, и похваляется: "Я вот это съем! И это съем! И вот это всё тоже съем!"

Ну, наши послушали его и давай меж собой совещаться: надо кого-то выставить против чужака. Кто примет участие в состязании? Встаёт Пойтыле и говорит: "Я пойду!" Пошёл к реке, дикого лука набрал много. Вначале стали чай пить, юколой закусывать. Юколы съели много. Мешок. Много чайников чая выпили... Пять или шесть... Сели оленя кушать. Олень вареный: рёбрышки отдельно, голова отдельно, ноги, огузок... Чужак рисуется, хватает куски побольше, проглатывает их почти не жуя. А Пойтыле ест-ест, да луком заедает. Съели оленя, рёбра и кости рядом с каждым лежащие посчитали - поровну!

Женщины котёл с оленьим бульоном принесли. Парни кружками черпают и пьют. Три. Шесть. Девять. Чужак синеть начал, воздух ртом хватать... А Пойтыле схватил котел за ручки и принялся пить бульон прямо из котла! Все остатки и выпил. И ровно встал, голову запрокинул и рот открыл, чтобы всё съеденное назад не вышло. И его победителем объявили. А чужак разозлился, схватил котел, да как швырнёт его за речку. Так он там перевёрнутый и остался. Во-о-он, видишь, далеко его видать. Чужак этот от последнего усилия там и помер. А место это, сопочку эту, на котел похожую, так с тех пор и зовут: Кушали Двое!




Братья Паковичи хохочут, слушая эту историю. Она им известна еще с детских лет, но заставляет их смеяться моя реакция на услышанное. Я остолбеневаю. Мне внезапно открывается чистый, сокрытый от постороннего ума исторический смысл этой легенды. Какович серьёзно смотрит на меня, не обращая внимания на хохочущих и дурачащихся парней. Он уже не тот инвалидный старик с поломанными ногами и жалостливым ворчанием. Он - ВИДИТ. Он понимает, что я - ЗНАЮ, о чём идёт речь в этой "сказке для дураков". Как же, как же... Чужак с запада. Мешок юколы. Пять и шесть чайников. Разобранный по костякам олень. Три, шесть, девять железных кружек... И перевёрнутый котёл, улетевший за речку... Пойтыле... Пойтылъо (копьё, человек копья) - самоназвание береговых жителей Полуострова.

Во второй половине 18 века была предпринята очередная попытка подчинить жителей Итканы царской короне и покрестить их всех в христанство. На Полуостров был отправлен священик-миссионер, дабы обратить дикий прибрежный народ в светлую веру христову. Но ему доходчиво объяснили, что такого бога никто на Полуострове не знает, и поклоняться ему не будут. А когда миссионер стал угрожать карами небесными, и приставать с крещением к женщинам и детям, его зашили в мешок и тихо отправили к рыбам.

Весть об убийстве миссионера дошла до уезда и была собрана карательная экспедиция количеством 29 человек. Казачий отряд был хорошо вооружён и намерен был "огнём и мечом" если не насадить новую веру, так хотя бы отомстить за "божьего человека". Отряд ушёл на Полуостров. Назад не вернулся никто. Все следы карательного отряда были навечно утеряны. Но, как оказалось, не все. Отголоски этого события были зашифрованы в легенде, привязанной к конкретному топониму. История для Посвящённых прошла через века и поведала о том, как в сражении против племени Пойтылъо погибали сразу по несколько человек бойцы из карательного казачьего отряда, пришедшего с запада... А по количеству костей из туши оленя можно прикинуть число погибших в сражении коряков Полуострова... Вот вам и сказочка-легендочка... Потому и формула правды была проговорена в самом начале. Видящий да поймёт!


Я дивлюсь. И мне внезапно открывается скрытый смысл еще нескольких абсурдных, на первый взгляд, преданий и легенд, рассказанных мне ранее стариками-чавчувенами в зимней тундре. В них не нужно слушать слова, а сразу надо улавливать скрытый смысл. Это далеко не каждому под силу. Тот, кто поймает на лету птицу потаённого знания, будет достоин уважения со стороны рассказчика. Именно так они всегда определяли, кто перед ними сидит: свой или чужой? А мы, чванливые белые люди, смеялись над их примитивными, лишёнными здравого смысла, историями и сказками... И просто не проходили древние тесты...


Спирея.

Позже я нашел место последней зимовки этого карательного отряда. В глубоком распадке прямо в один из обрывов были врыты несколько землянок. Их постройка, расположение, наличие внутри деревянных стен из плавниковых брёвен, посаженных на шип - всё говорило о том, что это крохотное поселение было построено не чавчувенами, не итканцами, а чужими для местных земель людьми, к тому же - абсолютно не знающими всех секретов выживания на Полуострове. Несчастные люди, в фанатичной самонадеяности своей не понявшие и не освоившие простого урока: к людям Полуострова нужно было приходить не с оружием, не с "крестом и мечом", а с открытыми ладонями и сердцами. И по прошествии нескольких веков мы, их потомки, быть может услышали бы совсем другие легенды с принципиально иным скрытым (или, наоборот, открытым) смыслом...

Ранний вечер. Чьи то ловкие руки выносят из палатки и ставят перед нами низенький столик, тут же покрывающийся скатерочкой, кружками, сахарницей, баночками с вареньями. Я всматриваюсь в эти женские руки и вдруг замечаю, что на всех пальцах отсутствуют первые фаланги. Поднимаю глаза и по едва уловимым чертам лица определяю принадлежность девушки к омолонским корякам. Да, точно! Она из рода Тынавьи! Ни с кем больше не спутаешь этот характерный разрез глаз, этот овал лица.

- Твой отец ведь Тынавьи? Да? Как тебя занесло с Омолона на Полуостров?
- Я после техникума. На ветспециалиста училась. Вот, прислали сюда. У отца в стаде уже есть веттехник. А у Каковича не было никого...
- Что с руками?

Девушка застенчиво прячет обезображенные руки за спину и скромно улыбается... Она в свои 17 лет совершила практически подвиг. Работала на отёле в маточном стаде. И вдруг в апреле пришёл антициклон. Температура резко понизилась. Ударил мороз. Новорожденные оленята должны были погибнуть. Но не погибли. Молоденькая практикантка-ветспециалист таскала их охапками в жарко натопленную палатку, где отогревала, отпаивала теплым молоком (сгущенка, разведенная в кипятке), потом вытаскивала к матерям-важенкам, хватала новую партию замерзающих телят, опять тащила в палатку. Она спасла почти всё новорождённое поголовье, но отморозила себе пальцы рук. По тундровым критериям - не самая большая потеря... Маленькая героическая девушка искренне удивляется: какой там подвиг?! Оленят надо было спасать!

Мне очень хочется, чтобы у маленькой и отважной девушки из чавчувенского рода Тынавьи всё было хорошо в жизни. Я мысленно посылаю ей благословение от Хранителя здешних земель. Он должен понять. Она достойная дочь своего народа. Она нуждается в Твоей поддержке, Хранитель! Помоги ей! Пусть ей сопутствует удача!


Кедровка.

На следующий день, ранним утром маленький трактор ДТ везет меня с Паковичами в устье Эпповеема, откуда мы собираемся совершить стремительный марш-бросок в сторону мыса Пупырь. Там, по рассказам Каковича сохранилось брошенное древнее поселение итканцев, на котором просто необходимо побывать мне. После вчерашней истории с осознанием скрытого смысла древней легенды, Какович совершенно по-иному смотрит на меня и разговаривает со мной. Словно адепт древней, скрытой от людей Традиции, встретил и опознал другого такого же адепта. И теперь торопится как можно быстрее передать ему Знания и известную только ему Информацию...

Я понимаю, что с того дня могу рассчитывать практически на любую поддержку и помощь со стороны этого мудрого старика. Потому что прошёл испытание. Потому что показал, что свой. Это ощущение очень сложно передать. Далеко не каждому человеку возможно будет понять, что это такое: когда совершенно посторонний и даже чужой для тебя человек готов сделать для тебя ВСЁ или почти всё без каких либо ответных обязательств. Просто от всей глубины своей чистой и доброй души...


Трактор довозит нас до устья, переезжает на правую сторону и поднимется на прибрежный увал. Тракторист - пожилой немногословный русский дядька - машет рукой, показывая направление нашего маршрута, глушит двигатель и удобно устраивается покемарить. Мы понимаем эти телодвижения так, что он собирается ждать нашего возвращения. Быстро просовываем руки в лямки рюкзаков и почти бегом двигаемся в сторону полуострова, торчащего километрах в трёх. Нам нужно успеть пробежать это расстояние, пока идёт отлив. В нашем распоряжении примерно часа три, может быть четыре. Вода очень медленно отходит во время отлива, обнажая морское дно примерно километра на три. Но как только начинется прилив, море просто стремительно заливает своё привычное ложе, и горе тому, кто зазевался и не успел вовремя от него убежать!


Куропатка горняшка.

Мыс Пупырь - полукруглая бородавка на теле Полуострова, торчащая в сторону Камчатки. С неё, собственно, Камчатка уже и видна невооружённым глазом, хотя до нее добрых километров сто! Паковичи убегают на старое поселение, действительно хорошо сохранившееся, в поисках каких то полезных вещей. А я, заметив узенькую, натоптанную тропку, ведущую на вершину высокой скалы, стоящей словно страж на охране маленькой бухточки, иду по ней. Подъём занимает минут пятнадцать и вот передо мной - огромный морской простор с голубеющими вдалеке Камчатскими горами и вулканами. Я вижу наблюдательную площадку, откуда береговые коряки смотрели за морем и подходом к берегу морзверя, и удобно усаживаюсь на ней.

Долго, очень долго смотрю на белые барашки волн, бегущие в паре километров от берега. Слушаю посвист ветра. Крики чаек вдалеке. И тут меня опять накрывает. Как тогда, на озере. Потрясающее чувство единого целого с морем, горами вдалеке, чайками, этой травой вокруг меня, камнями, на которых я сижу. Это всё - часть меня, а я - их часть. И я понимаю еще одну важную вещь: они все живые! Просто каждый живой по-своему...

Вот для чего Какович хотел, чтобы я поднялся на эту скалу. Это еще одна проверка. Еще один тест. Инициация...



Спустя три часа меня оставляют на брошенной геологической базе на левом берегу устья Эпповеема. Трактор тарахтит обратно в бригаду, нагруженный всякой утварью (богато жили камчатские геологи) и целой бочкой сухого молока, обнаруженной тут же. Приглядываю себе жилище и выбираю для этих целей камеральную избушку из лиственничных стволов. В ней сухо, целая крыша, окна затянуты толстым полиэтиленом, а в углу стоит вполне себе приличная печь. Что еще надо одинокому скитальцу? Я расстилаю палатку и одеяло на нарах, сколоченных из стланниковых жердей, выставляю на подобный стол нехитрую свою посуду и свечу. Разжигаю печь. У меня есть дом...

Читать продолжение...



Посетителей: Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Ник kadykchanskiy забит!
Tags: Колыма, Тымнетагин
Subscribe

  • Пирамиды. Отливали или резали бластером?

    Понятно, что если из частично разрушенных элементов конструкции торчат железные прутья, то здесь уже и речи быть не может о природном происхождении…

  • Чёрные дыры мегалитов

    Правильная геометрия камней, как один из важнейших признаков их рукотворности был назван в числе первых, и в общем, характер имеющихся в них…

  • Ориентация камней? Традиционная!

    Геометрия камней, конечно, является одним из основных признаков, указывающих на определённые вехи их "жизненного пути". Но не факт, что на…

promo kadykchanskiy april 28, 07:57 1
Buy for 10 tokens
РЕПОСТ прошу! Друзья! Прошу поддержать наше начинание по реставрации старинного купеческого дома, который мы собираемся превратить в дом-музей мещанского быта, "Дом сохранения истории "Инрог" в котором всегда будут комнаты для гостей. Делитесь роликом на своих страницах и показывайте…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Пирамиды. Отливали или резали бластером?

    Понятно, что если из частично разрушенных элементов конструкции торчат железные прутья, то здесь уже и речи быть не может о природном происхождении…

  • Чёрные дыры мегалитов

    Правильная геометрия камней, как один из важнейших признаков их рукотворности был назван в числе первых, и в общем, характер имеющихся в них…

  • Ориентация камней? Традиционная!

    Геометрия камней, конечно, является одним из основных признаков, указывающих на определённые вехи их "жизненного пути". Но не факт, что на…