Предисловие.
Хотелось бы обозначить цель статьи.
Поиск исторических фактов, имевших место в прошлом событий, и дошедших до наших дней в совершенно искажённых формах. Приводимые факты являются лишь их освещением и никоим образом не могут быть рассмотрены, как "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих" (УК РФ ст.148).
Убежден, что понимание реальных механизмов, приведших к тем или иным трагичным событиям в прошлом, позволит избежать повторения подобных кровавых сценариев в настоящем и будущем.

Разин бросает княжну в в Волгу. Иллюстрация к иностранному изданию 17 века мемуаров Стрейса
Хотелось бы обозначить цель статьи.
Поиск исторических фактов, имевших место в прошлом событий, и дошедших до наших дней в совершенно искажённых формах. Приводимые факты являются лишь их освещением и никоим образом не могут быть рассмотрены, как "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих" (УК РФ ст.148).
Убежден, что понимание реальных механизмов, приведших к тем или иным трагичным событиям в прошлом, позволит избежать повторения подобных кровавых сценариев в настоящем и будущем.
Разин бросает княжну в в Волгу. Иллюстрация к иностранному изданию 17 века мемуаров Стрейса
После изучения событий 1773-1775гг., связанных с именем Пугачева, для меня остались непонятыми некоторые моменты.
Решил не торопиться и подождать, когда появятся дополнительные факты.
Долго ждать не пришлось.
Буквально спустя несколько дней появилась статья у Игоря Грека
Тут же вспомнились строки из "Истории Пугачевского бунта":

В тот же момент возник образ:

На утро уже ходил и непроизвольно распевал "Из-за острова на ...".
Не понимая связи между Пугачевым, Морозовой и Разиным, решил обратиться к знаниям, размещенным в сети Интернет.
За время поиска глаза то и дело лезли на лоб.
Постепенно картина стала проясняться и всё встало по своим местам.
Чем дальше по временной находишься от какого то события, тем сложнее отыскать истину.
Народная память хранит имена своих героев в легендах, стихах, песнях. Но и они могут быть легко искажены.
Спросите у своих знакомых или наберите в поисковике, куда плыли челны Стеньки Разина из-за острова, и вряд ли получите правильный ответ.
Здесь много вариаций не тему "Из-за острова...".
Пушкин А.С. не мог в "Истории Пугачевского бунта" выразить в явном виде своего отношения к Степану Разину, поэтому, как и самого Пугачева, он рисует неким злодеем, которого яикские казаки не любят.
В описании картины разгрома войск Пугачева Пушкин использует образ старой казачки, которая ищет "своего Стёпушку":

Поэт, пытаясь разобраться в причинах произошедших событий 1773-1775гг. на реке Яик, отправляет нас к истокам, на сто лет назад, к другой "крестьянской войне" 1670-1671гг. под предводительством Степана Разина.
По удивительному совпадению Емельян Пугачев родился в той же самой станице Зимовейской, в которой 112 лет назад родился Степан Разин.
О судьбе дома, где родился Степан Разин мне неизвестно, а вот изба Пугачева был демонстративно сожжена.

В наши дни это место, как и многие другие памятные места в России, находится под водой. На дне Цимлянского водохранилища.
Подобно Емельяну Пугачеву в истории со Степаном Разиным казаки предстают нетрезвыми разбойниками, а сам атаман при живой жене, связывает свою судьбу с персидской княжной.
Подобные образы трудно соотнести с реальным укладом жизни казаков.
"Сентениця о наказании смертною казнею" Пугачева существует в "Своде законов Российской Империи" под номером 14.233 и совпадает с датой казни - 10 января 1775 года.
В случае со Степаном Разиным есть лишь документ под номером 503 от 15 января 1672 года, под названием "Сказка о Стеньке Разине".
Следующий документ под номером 504 от 23 января, называется "Грамота Вологодскому и Белозерскому Архиепискому Симону. - О явившемся вновь в Астрахани, после казни Стеньки Разина, другом бунтовщике, Донском козаке Федьке Шелудяке с товарищами..."
Сложно сказать, какими обстоятельствами был вызван такой временной перерыв с момента казни Степана Разина, и написанием официального документа.
Возможно, ждали окончательного разгрома "воров", а может быть, ещё не продумали все детали "Сказки".
Очевидно одно, что спустя 100 лет сочинительствовали гораздо быстрее.


Похоже, что метод "они же дети", придумали задолго до "цветных" революций.
Среди ярких событий 1671 года отмечу три.
1.Второе бракосочетание Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, будущей матерью Петра (на которое не явилась боярыня Морозова Ф.П.).
2.Казнь предводителя "крестьянского восстания" - Степана Тимофеевича Разина (6 июня).
3.Арест боярыни Морозовой Федосьи Прокопьевны (на картине Василия Ивановича Сурикова запечатлены события ноября 1671 года).
Женитьба царя имела свои последствия, но не в том же году и рассмотрена в отдельном блоге.
О казне Степна Разина до настоящего времени дошли стихи, песни и картины.
По одним источникам он был четвертован на Болотной площади, по другим - на Лобном месте.
Емельян Пугачев был казнен на Болотной площади.

Интересно узнать, кто же такая была боярыня Морозова Ф.П., и за какие такие преступления ее везут закованной в цепи (на картине показан не весь "набор узника").
Почти как Емельяна Пугачева, только что без клетки.
Морозова Федосья Прокопьевна была вдовой известного боярина Глеба Иванович Морозова, брат которого так или иначе, считается причастным к событиям 1662 года (как и Иван Данилович Милославский, отец первой жены царя), получивших название "Медного бунта".
Борис Иванович Морозов был пожалован в бояре в 1634 г., в связи с назначением в дядьки к царевичу Алексею Михайловичу. Когда в 1645 г. Алексей по семнадцатому году венчался на государство, его пестун стал временщиком, «сильным человеком». Как тогда выражались, царь «глядел у него изо рта».
Борис Морозов умер в 1662 г. бездетным Его вотчины наследовал младший брат, который и сам был очень достаточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г.6). Почти одновременно с Борисом скончался и Глеб Иванович, и единственным владельцем этого громадного состояния, уступавшего, быть может, только состоянию «именитых людей» Строгановых, оказался отрок Иван Глебович, а на деле его мать Федосья Прокопьевна Морозова.
В 1666 году наступает кульминация реформ, проводимых патриархом Никоном.
Сторонники старых обрядов объявляются раскольниками, подвергаются гонениям и казням.
Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже - за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза.
Интересно, что раскололи общество именно новшества реформ Никона.
Параллельно царь Алексей Михайлович, будучи приверженцем западного уклада, пытался привнести западные манеры. Любопытно проследить изменения внешнего вида царей по рисункам из "Коронационного сборника 1896 года".
Дело отца продолжил сын и в 1701 году на свет появился такой вот указ.

Среди тех, кто продолжал отстаивать старый уклад и противостоял реформам был протопоп Аввакум.
В феврале 1666 года в связи с открытием церковного собора Аввакума привезли в Москву. Его снова пытались склонить к признанию церковных реформ, но протопоп «покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл». В результате 13 мая Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик.
После суда Аввакума вместе с другими расколоучителями отправили в заключение в Угрешский монастырь, откуда его позднее перевели в Пафнутьев-Боровский.
Протопоп Аввакум был духовным отцом боярыни Морозовой Ф.П.
В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/134732/boyaryinya-morozova---legendarnaya-lichnost-istoriya-jizni-boyaryini-morozovoy
14 апреля 1682 года закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности.

Не стала исключением и была подвержена искажению история казни Аввакума.
После внимательного ознакомления с положениями реформы Никона становится очевидным, что "Мелочи не играют решающей роли. Они решают всё!" (Харви Маккей).
Хочу обратить внимание всего лишь на два пункта, из пяти, которые были изменены в ходе реформы богослужебной традиции.
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
Крестные ходы, Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Посмотрим поближе полотно картнины В.Сурикова с боярыней Морозовой.




Общество расколото на религиозной почве. Отношение к реформам Никона, и к тем, кто этим самым реформам противостоял - неоднозначное.
О перекрещивании.
Благодарю Надежду Кашину за ссылку на лекции Абрамова-Шубина, который даёт потрясающие знания о русском языке и Всея Светной грамоте, после просмотра которых начинаешь понимать все "мелочи". В этом ролике можно посмотреть отдельно о перекрещивании.
О крестном ходе.
Казалось бы, какая разница, в какую сторону двигаться во время крестного хода. Если сам ход отражает движение Земли вокруг Солнца, то всё относительно. Со стороны одного полюса планета вращается по часовой стрелке, со стороны другого - против.
Если не ошибаюсь, "фокусы" с изменением направления солярного символа наблюдались в первой половине 20 века.
Приведу картины Василия Григорьевича Перова, на которых без лишних слов видно, что после церковных реформ Никона что то пошло не так...




Интересно, какие все таки истинные цели преследовал тот, кто затевал в середине 17 века подобные "реформы" на Руси.
Ещё раз напомнив, какой веры придерживались казаки, предлагаю читателям самостоятельно ответить на вопрос: крестьянское ли это было восстание под предводительством донского казака Степана Разина.
З.Ы. После прочитанного предлагаю еще раз взглянуть на строки из "Истории Пугачевского бунта".






Материалы, использованные при подготовке статьи.
Степан Разин.
Краткая биография Степана Разина.
Степан Тимофеевич Разин - биография.
Почему Стенька Разин утопил персидскую княжну.
Призрак атамана.
Боярыня Морозова.
История жизни боярыни Морозовой.
Повесть о боярыне Морозовой.
История в художественных образах (боярыня Морозова).
Картина В.Сурикова "Боярыня Морозова".
Морозов Глеб Иванович.
Фильм "Боярыня Морозова. Раскол", телекомпании "Астра-АРТ".
Протопоп Аввакум
Сожжение протопопа Аввакума - М.Е. Мясоедова.
Протопоп Аввакум - жизнь и казнь.
Суриков Василий Иванович.
Галерея картин Сурикова В.И..
Галерея картин Сурикова В.И.
Василий Григорьевич Перов.
Список картин Василия Григорьевича Перова.
Раскол русской церкви.
.
Journal information