Духовные скрепы объединяющие русский народ, в самом деле существуют. Это не только то, что объединяет русских между собой, не только некие свойства, обеспечивающие специфику нашего развития. Это то, что отличает нас от других...
Итак, духовные скрепы…
Автор – Игорь Лебедев
Путин, с учёным видом знатока, небрежно так бросил это выражение пару лет назад. С тех пор не смолкает иронический хор критиков. Не знаю, насколько наш Президент силён в проблематике, но духовные скрепы, объединяющие русский народ, в самом деле существуют. Это не только то, что объединяет русских между собой, не только некие надсистемные свойства, обеспечивающие специфику нашего развития. Это также то, что отличает нас от других.
1. Примат совести над личной выгодой. Не надо иронизировать. Да, мы, русские, точно так же по-человечески слабы, как и другие народы. Мало кто из нас способен к настоящей самоотверженности. Не всем и не всегда удаётся жить по совести. И мы все отлично знаем об этом. Все до единого, от простого крестьянина до высоколобого интеллигента и лидера нации. Так вот: духовные скрепы – когда мы знаем об этом примате, признаём, что следует жить по совести, уважаем тех, кому это удаётся, умеем корить самих себя за слабости и отступления от принципов.
2. Примат человека над законом. Человек (человечность вообще) выше и важнее, чем закон. Это коренная особенность нашего менталитета, обязанная своим появлением восточному христианству. Только Православие правильно усвоило высказывания Христа на сей счёт. Западному христианству этого не удалось. Там постепенно закон взял верх над человеком.
Не имеет смысла приводить бездну последствий из этого принципа. Скажу лишь, что есть как плохие, так и хорошие. К последним относится наша невероятная внутренняя свобода, к первым – то самое взяточничество. Мало кто понимает, что взятка в нашей культуре – выражение человеческого отношения и, одновременно, гнушение законом. Давая взятку, мы как бы показываем закону язык, реализуем внутреннюю свободу. Проблема взятки в нашей культуре неоднократно разбиралась в моём журнале.
3. Примат мудрости (здравого смысла) над формальными правилами. По моему скромному мнению, русские – один из самых мудрых народов на земле. У кого было столько выдающихся философов? У кого более философичная литература? И мы куда выше ценим мудрость, нежели другие.
Для нас мудрость важнее, чем соблюдение закона. Например, оценивая действия Путина по присоединению Крыма, мы оцениваем не то, насколько были соблюдены международные договорённости (насколько я знаю, они были нарушены), но достаточно ли дальновидно и мудро он поступил. Это важнейший критерий, отличающий нас не только от украинцев (разбирая фильм «Левиафан», я констатировал недостаток мудрости у «младших братьев»), но и от западных народов. Да, на Западе куда лучше умеют обустроиться. Более комфортно, более удобно, более рационально, более продуманно. Да, там куда больше уважают закон. Да, там более развита благотворительность. Но к мудрости это никакого отношения не имеет.
4. Примат простоты над сложностью. Характерная особенность русских – стремление к ясности и простоте. Всё заумное и сложное воспринимается нами с некоторым подозрением. Если оно не простое и ясное – значит, не истинное. Типичный пример – русская философия. Для нас мудрое и простое суть синонимы. Вообще, русские любят простоту. Но не ту, которая «хуже воровства». Отличительная особенность подавляющего большинства наших технических достижений – в оригинальности, неожиданности и простоте решения. Примеров можно привести множество.
5. Примат истины над силой. Русские сильный духом народ, они уважают силу. Но при этом истину считают выше. Это чисто русская поговорка: «сила есть – ума не надо».
6. Примат общего над личным, общинность. Русские понимают и признают, что интересы общего важнее, чем их личные.
7. Примат личного (личностного) над официальным в отношении к начальству. Или иначе: вера в начальство. Выражается в том, что у русских, во-первых, дело всегда неразрывно связано с тем, кто его возглавляет. По этому поводу грибоедовский Чацкий много ругался. Во-вторых, есть выраженная потребность в уважении к начальству – и, прежде всего, к государственному лидеру. Мы не рассматриваем его просто как функционера, для нас Президент есть отец нации. В ответ на наше уважение и подчинение мы ожидаем от него любви и заботы о нас. Это очень женская в нас черта. Не всегда себе признаёмся, но это так.
Да-да, тот самый патернализм, который терпеть не может господин Медведев. Если русский знает о недостоинстве его начальника, у него опускаются руки. Он начинает лениться, пить, воровать... Для нас исключительно важен вдохновляющий пример вождя. Даже само русское слово «начальник» говорит о его первичности («начало»). Кроме того, наше соблюдение законов связано с примером, подаваемым начальством. Об этом подробно здесь.
8. Примат внутренней свободы над внешней. Да, у нас всегда были проблемы с внешней свободой. Однако при всём при том, русские – самый внутренне свободный народ на земле. Побывавший в России в 1917 году, английский писатель Соммерсет Моэм написал: «Преимущество русских перед нами состоит в том, что они в гораздо меньшей степени, чем мы, рабы условностей. Русскому никогда не придёт в голову, что он должен сделать то, чего не хочет, только потому, что так положено. Веками он достаточно спокойно терпел угнетение оттого, что, несмотря на политический гнёт, лично он был свободен. Русский обладает гораздо большей личной свободой, чем англичанин. Он не связан условностями...» Это отдельная тема, как-нибудь соберусь и более подробно об этом напишу. Или уже писал?
9. Примат понимания перед самоутверждением. Или иначе: наличие смирения, связанного как с присущей нам мудростью, так и с внутренней свободой.
Вчера ночью прохожу мимо компании симпатичных девушек, стоящих у входа в метро «Беляево». Время подходило к часу ночи, метро скоро закрывалось, ещё подумалось – что они тут стоят? В этот самый момент к ним подходит кавказец, и на своём ломаном языке, без тени смущения громко выпаливает: «Девушки, можно с вами познакомиться?» Барышни иронически отвергают нового ухажёра. Некоторое время они занимаются перепалкой. Я спускаюсь по лестнице, но слышно каждую фразу – девушки нормально отвечают, без грубости.
И тут начинается классика быдлячества: кавказец мгновенно выходит из себя, вскипает, и начинает громким, почти визгливым голосом поносить наших граций на чём свет стоит. Они спускаются и идут по подземному переходу в другую сторону, кавказец с громкими криками идёт за ними. Я остановился у стеклянных дверей, рядом встал ещё какой-то парень. Кавказец с оскорбительными криками некоторое время шёл за девушками, потом оглянулся, развернулся и пошёл к входу.
В вестибюле, ожидая поезд, наблюдал за ним краем глаза. Кавказец не находил себе места – видимо, душу жгла ненависть оттого, что был отвергнут. Ну, и вытекающее отсюда языческое желание отомстить. Он вскакивал и садился, шевелил губами, с ненавистью поглядывая в сторону входных дверей. Было ясно, что продолжает ругаться.
Отсутствие внутренней свободы в чистом виде. Русскому тоже было бы неприятно, что его отвергли, но его душа без проблем переработала бы такой конфликт. Душа вообще бывает большая и малая, слабая и сильная. Угадайте, какая досталась нам, а какая – кавказцам?
10. Примат идеалов над реальностью. Только русские рассматривают реальность, как нечто вторичное от своих идеалов. Для нас реальность, это нечто, вообще мало достойное внимания. А вот идеалы – это да! Вообще, мы кошмарные идеалисты. Мы потому и не можем успешно устроиться на земле, что считаем эту задачу недостаточно идеальной.
Из этого свойства вытекает множество следствий. Например, именно в силу его у нас слабо развито производство потребительских товаров. Нам попросту скучно делать хороший радиоприёмник или автомобиль. Это как-то не вдохновляет. То ли дело самолёт, космический корабль или подводная лодка! Тут мы точно окажемся первыми. По этой же причине у нас всегда были слабые семьи. Мы и в Запад верим больше чем в себя потому, что его идеализируем. Он нам кажется более близким к идеалу, чем родная земля. Ну, и много чего, не раз об этом писал.
Не готов относить данную особенность к достоинствам или недостаткам. Это свойство. Вот как серый цвет глаз. Его следует изучать и правильно использовать. А не уничтожать в угоду «более эффективного развития», чтобы всё было «как на Западе».
11. Примат долга над удовольствием. Удовольствие и долг – главные, ключевые категории человеческого бытия. Это и есть основной философский вопрос нашей жизни. Что важнее? Чему следует служить? Разумеется, русские не менее любят отдаваться удовольствиям, чем остальные. Но они считают, что всё равно важнее долг. Хотя бы в глубине души. Есть такое выражение – служилая этика: «Делу – время, потехе – час», очень русская поговорка. В отличие от других народов, русские в глубине души признают превосходство долга над удовольствием. Но жить по этому принципу очень трудно. Русский человек разрывается между этими двумя категориями, колеблется, падает и встаёт – но именно поэтому его воззрение на мир является не одномерным, но объёмным, стереоскопическим. Ведь оно охватывает сразу две категории бытия. Кстати, это также обуславливает как нашу внутреннюю свободу, так и специфическую русскую мудрость.
Особенность русской цивилизации, что она всё время колеблется между духовными ценностями и материальными (успех, прогресс, гедонизм, примат удовольствия над долгом – олицетворяемыми Западом). Мы в этом отличаемся от всех, которые выбор уже сделали. Я утверждаю, что такое колебание нормально, это и есть наш путь.
Почему столько споров по поводу советского периода? Именно поэтому. В СССР задались целью поставить долг значительно выше удовольствия, вообще подавить это последнее – и потому проиграли. На эту тему подробные рассуждения здесь
12. Примат переимчивости над самостью. Не знаю, как это получше назвать. Способность усваивать чужое и делать его органическим, своим. Вытекает из русского смирения, прежде всего. Мы не считаем себя выше других, и потому позволяем себе учиться. Если прижмёт. Однако дам слово другому автору.
«Если русский находит удобной себе чужую вещь, идею, разработку, то он тут же начинает её использовать так, как будто только что сам придумал. Смущений, метаний, стыдливости у русского нет, русский ощущает себя мастером, у которого весь мир – мастерская, и который может брать на вооружение любой понравившийся инструмент и делать из него что-то своё. Как слово «генеральша», в котором слышен иностранный корень, но суффикс которого роскошно-нагл своей бесстыдной русскостью. Понравился генерал, взяли генерала, сделали ему подругу генеральшу. Это по-русски! Из-за этого всевозможные народы, столкнувшись с русскими, тихо охреневают от того, как русские форматируют реальность под себя, используя окружающее пространство как инструментарий. «Хороший у вас город, Казань. Только мы его немножко сожжём и воооот сюда перенесём. Так красивее. Правда. И кончайте бегать и вопить, татары, для вас же, дураков, стараемся» – вот русский тип мышления...»
13. Примат справедливости надо всем вообще. В действительности, справедливость есть наша религия. Именно ей поклоняются русские люди. Наше отношение к справедливости религиозно. Я писал, что и Православие мы приняли потому, что это более справедливая религия, чем другие.
Бытует мнение, что милосердие для русских выше. Это полностью неверно. Для нас милосердие является проявлением справедливости. Оно вторично. Это одна из важных особенностей русского мировосприятия. Или для уж совсем узколобых: для нас справедливость включает в себя милосердие, их нельзя противопоставлять. А можно и так сказать: справедливо быть милосердным. Вообще, справедливость у всех своя. Европейцы считали справедливым порабощение других народов. Узкий национализм восточных народов ведёт к тому, что в любой спорной ситуации они считают правыми только своих. И лишь у русских справедливость включает не только объективную истину, но и милосердие, гуманность.
Причём, вера в справедливость у нас двояка: либо уверенность, что справедливость всё равно восторжествует, либо – что её всё равно не добьёшься. Так или иначе, в обоих случаях она есть.
14. «Пофигизм» на грани фатализма, или, как кто-то ёрнически выразился: «народ, которому всё по фигу, победить нельзя» (напомнил tslongin). Следует из нашей веры в Судьбу и справедливость.
15. Русский не знает границ, он все делает «до упора». И в труде, и в пьянке, и в любви (напомнил peters2012). Полностью вытекает из предыдущего, но идёт отдельным пунктом. Очень важная особенность русских. Ничего, если стихотворение любимого поэта приведу?
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
А.К. Толстой
16. Для русских, верность – одна из самых важных добродетелей. В частности, верность лидеру. Некоторые до сих пор мучаются проблемой верности наших предков последнему Царю. Мы до сих пор, как идиоты, рассуждаем о верности бывшим нашим союзникам, всяким там болгарам да сербам (между прочим, обязанным нам не только своей свободой, но и жизнью). Хотя они о всякой верности давно позабыли, продав её – даже не за помощь, нет! – за формальную благосклонность Запада.
Даже во внешней политике Россия всегда ориентировалась именно на верность, союзнический долг, а не прагматизм (сейчас ситуация начала меняться). Интересно, что именно верность выделяет Пушкин (ещё одна наша духовная скрепа) в стихотворении «Клеветникам России»:
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
17. Готовность к бескорыстному самопожертвованию. Это свойство, особенно русских женщин, глубоко раскрыл Ф.М. Достоевский (напомнил tslongin). Вытекает как из нашего идеализма (русский жертвует собою во имя идеалов), так и из других пунктов. Проявляется куда чаще, чем многие думают, но в основном – в экстремальных ситуациях.
18. Неумение (а чаще нежелание) преподнести себя в выгодном свете. А можно иначе сформулировать: примат внутреннего содержания над внешней формой. Следует сразу из всех предыдущих пунктов. Русские просты, естественны и искренни. Это, кстати, все иностранцы замечали. В силу этой особенности русские не улыбаются всем подряд, как американцы, но лишь тем, кому хочется (подробнее о русской улыбке здесь). Нам не нужно показывать, что у нас всё хорошо. Мы терпеть не можем хвалиться, заниматься самопиаром. Нам кажется это недостойным и даже отвратительным. Разве дело не говорит само за себя? Почему нужно ещё как-то его прославлять, подчёркивать превосходство своего успеха над другими?
Тут мы очень далеко отстоим от Запада, весьма преуспевшего в самопревознесении. Европа столетиями доказывает всему миру, что она лучшая. Хотя это достаточно спорное мнение – особенно принимая во внимание средства, которыми это достигалось. Мы бы, русские, на её месте постеснялись. Ну так у Европы же нашего смирения нет...
Кстати, именно в силу этого обстоятельства мы всегда проигрывали в информационных войнах. Тому же Западу.
19. Рассмотрение человека не только как совокупности экономических и общественных отношений. В русском восприятии, человек – это нечто более высокое. Выражаясь христианским языком, это образ и подобие Божие.
Повторяю: не все из нас только и живут такими высокими принципами. Всегда бывает мало героев. Но мы знаем о них, ориентируемся на них, они разлиты в воздухе. Они часть нашей культуры, реализуются властями во внутренней и внешней политике, впитываются каждым с молоком матери...
20. Специфически-русское отношение к инородцам. Напрямую следует из предыдущего. Да, на уровне сознания мы смотрим свысока на тех же таджиков или кавказцев – дикари, что с них взять? Но на глубине души относимся к ним, как к своим. Девушки из предыдущего примера отвечали кавказцу вполне уважительно. Русскому будет стыдно не заплатить тому же гастарбайтеру за его труд. Точно так же стыдно, как не заплатить русскому.
В марте пришлось нанимать таджика копать яму на даче. При этом он много помогал мне с другими работами, по поводу которых мы формально не договаривались (монтаж труб). К моему изумлению, это оказался парень с отлично работающими мозгами, сметливый и находчивый. Ничуть не глупее русского. Знаете выражение «солдатская смекалка»? Это про него. Так вот, я не раз ловил себя на ощущении, что мы с ним единая сплочённая команда, делающая общее дело. Такие чувства бывают только взаимными.
Инородец же, при всей его невероятной обязательности по отношению к землякам, с лёгкостью кинет русского – если будет считать себя находящимся в более сильной позиции. Никаких моральных терзаний при этом испытывать не будет.
Главный русский критерий отношения к инородцам прост: уважаешь нашу культуру, наши традиции, нашу власть, обычаи и законы, готов их придерживаться – значит, ты свой.
Один комментатор посетовал на то, что главным героем великолепного фильма «Неадекватные люди» оказался не чистокровный русский. На это тут же ответили: а какая разница, если он говорит без малейшего акцента и ведёт себя в точности, как русский человек?
Коротко, мы считаем, что тот же таджик – точно такой же образ Божий, как и мы сами. И признаём его равенство. Такого в мире нигде нет. Это типично русское отношение. Западные люди, при всём их напускном уважении к закону и лозунгах про равенство и братство, относятся к любым инородцам очень высокомерно – и в глубине души, и на поверхности.
Вадим Кожинов пишет:
«Западная Европа с давних времён влекла к себе массу различных племён, и к тому историческому моменту, когда французы, англичане и немцы начали создавать свои государства, на землях, где воздвигались эти государства, жило великое множество различных этносов – кельтских, балтских, славянских и т.д. Их имелось не меньше (если не больше), чем на территории России. Однако в течение веков они были стёрты с лица земли посредством самого жестокого давления со стороны трёх господствующих этносов или даже прямого физического уничтожения.
Не секрет, что преобладающая часть всей топонимики (названий местностей, рек, гор, даже городов и селений и т.д.) Франции, Великобритании и Германии не является французской, английской и немецкой. Более того, даже общее название «Великобритания» происходит от кельтского народа бриттов (а не германского англов); точно также самая большая часть Германии – Пруссия – это территория стёртого с лица земли наиболее значительного и культурного балтского народа – пруссов. И, между прочим, нет никакого сомнения, что если бы немцы в давние времена смогли надолго подчинить себе и земли восточнее Немана, то и от других балтских этносов – литовцев и латышей – уцелели бы, в лучшем случае, только названия (кстати, стоит в связи с этим подумать о судьбе данных народов в составе России...).
Сравнение даже в самых общих чертах этнической истории стран Запада с этнической историей России показывает, что даже в её центральной части на протяжении веков жили, росли и крепли вроде бы совсем «чужие» русским народы – башкиры, коми, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши и др., а на окраинах столетиями сохранялись даже и самые малочисленные этносы в несколько тысяч или даже в несколько сот человек.
На Западе же многие десятки народов либо вообще исчезли, либо превратились к нашему времени в своего рода этнические реликты (как шотландцы, валлийцы, бретонцы, гасконцы, лужичане и др.). Ныне только два народа, живущие на территории крупных западноевропейских стран, продолжают отстаивать себя, как ещё живые силы – ирландцы (в британском Ольстере) и баски (в Испании и Франции). Много лет они ведут борьбу за элементарную национальную автономию...»
21. Особый, синтетический менталитет, органически объединяющий как западную рациональность, так и восточную духовность. Нахождение в метафизическом центре между Западом и Востоком ведёт к особому стереоскопическому, объёмному зрению русских на все проблемы. У нас особенный, и чаще всего наиболее трезвый, разумный и глубокий взгляд. Наилучший пример – русская философия.
22. Самоирония. Нет, самобичевание. Длительный и сложный процесс развития нашей культуры привёл к тому, что у русских выработалось своеобразное, двойственное отношение к самим себе. Прежде всего, мы обожаем себя поругать. И то у нас плохо, и это... А уж сравнить, как оно в «цивилизованных странах» (читай – правильных) – вообще святое дело. Однако в критических ситуациях всё это куда-то испаряется, мы умеем забыть о наших недостатках, вспомнить о достоинствах и объединиться.
23. Советское наследие. Вы можете как угодно к нему относиться. Но это у нас было, и это нас объединяет. У нас был этот весьма оригинальный этап нашей истории. Это тоже делает нас непохожими на других. Это в нас до сих пор живёт.
24. Примат мудрости над самостью в характере русских женщин. Наши женщины – самые красивые в мире. Это общепризнано. Конкурировать с ними (по моему скромному мнению) могут разве что креолки и украинки, но у тех ужасный характер. Характер нации более всего проявляется в характере женщины. И наоборот. Сравните характер русской и украинки – и всё поймёте. Характер русской женщины, её жизненная мудрость является одной из важнейших наших национальных скреп. Вот что пишет о ней Вальтер Шубарт в монографии «Европа и душа Востока»:
«Когда инстинктивно азиатская склонность к женской сущности встречается с осознанно христианским уважением к ней, можно ждать удивительных результатов. Итогом такого совпадения, которое не повторялось нигде и никогда на земле, стала русская женщина. Это одна из немногих счастливых случайностей на нашей планете. Многие из тех, кто был в России, выносят оттуда впечатление, что русская женщина обладает более высокой ценностью, чем русский мужчина...
Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестёр. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в «синий чулок». С француженкой её роднит духовная живость, без потуг сострить; она обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам.
Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются ещё грация и мягкость, свойственные только славянам...
Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине... У нас есть серьёзные основания для надежды, что русский народ спасёт именно русская женщина…»
tslongin также причисляет к русским духовным скрепам способность мобилизации всех духовных и физических возможностей в запредельных, нечеловеческих трудностях. На мой взгляд, это, скорее, черта характера, но пусть побудет в списке. Посмотрим, что люди скажут.
Вроде всё, но если есть мысли, добавляйте.
В оформлении текста использована живопись заслуженного отечественного художника Павла Рыженко (1970-2014).
Посетителей:
Journal information