?

Previous Entry | Next Entry

На протяжении жизни человека наибольшая скорость работы организма наблюдается у новорожденных. У них все процессы протекают быстро. Быстро растут, быстро набирают вес, быстро обучаются навыкам, благодаря человек способен видеть, дышать, ходить, затем говорить. И окружающая жизнь, соответственно, им кажется очень медленной. Если ребенку всего два дня от роду, то для него одни сутки - это АЖ пол-жизни! А с возрастом скорость роста тканей уменьшается во много раз. Это сказывается и на нашем восприятии времени - чем меньше интенсивность процессов, тем быстрее летит время. Когда организм начинает стареть - недели начинают мелькать как кадры кинофильма.



Так мы традиционно объясняем эффект  ускорения течения времени, связывая это с возрастными изменениями в нашей тушке и в работе ветшающего мозга, который объяснить внятно не может никто. Ещё лет пять назад, услышал разговор своих детей, им тогда было 12 и 13 лет, и крепко призадумался. Они обсуждали, что время летит просто невообразимо быстро, что школьные "четверти" проносятся как один день, а летние каникулы наступают в 10 раз быстрее, чем когда они учились в первом и втором классе! Слушал и поражался, да разве таое возможно? Для меня первые 17 лет жизни тянулись словно время застыло! Потом неожиданно начался разгон, и вот теперь имею то, что имею. Но как же они то в таком нежном возрасте могут жаловаться на ускорение течения времени!? Через несколько месяцев снова вспомнил их разговор, и пришёл к выводу, что вероятно на самом деле со временем что-то происходит, и это уже не просто наше субъективное восприятие.
Понятно, что для летящей пчелы мы просто застывшие истуканы. По этой же причине мы прикладываем массу усилий, чтоб прихлопнуть муху, сидящую на стекле. Она то хихикает когда видит, как смешной человечек, с перекошенным от напряжения и охотничьего азарта лицом дауна, подкрадывается на ципочках, чтоб не испугать дичь. Для неё опускающаяся на спину мухобойка движется медленно-медленно, как в кошмарном сне.
А вот для черепахи, подкрадывающийся к ней охотник кажется чем то вроде приближающегося локомотива. Бегущий человек для неё не видим так же как для человека летящая пуля. Очевидно, что время для каждого из нас имеет свою, индивидуальную размерность. Отсюда и разница в восприятии скорости течения времени между взрослым человеком, тем, кто ещё только растёт. И казалось бы, какой повод усомниться в том, что дело только в восприятии? Ощущения моих дочери и сына вспомнились мне сейчас, когда прочёл свидетельства, казалось бы на первый взгляд не связанные с озвученной темой. Итак:

1. Один батюшка, известный особым даром видеть невидимое, поведал впечатляющую информацию; время стало сокращаться! По сравнению с тем, что было сто и более лет назад, нынешние сутки стали короче. По реальной, а не календарной длительности, если брать за эталон старое, не изменявшееся веками время, современные сутки длятся всего 18 часов против прежних 24. Получается, что каждый день мы недополучаем около 6 часов, и именно поэтому нам вечно не хватает времени, дни летят в ускоренном режиме. Особенно заметно сокращение суток проявилось на рубеже XX и XXI веков.


2. На священном Афоне монахи даже ночи проводят в молитве. Причем у афонских старцев давно выработалось особое молитвенное правило: в определенный промежуток времени они должны прочитать столько-то молитв, и так каждый день, строго по часам. Прежде монахи успевали за ночь полностью выполнить эту "программу", и до ранней утренней службы у них даже оставалось немного времени, чтобы отдохнуть. А ныне, при том же самом количестве молитв, старцам уже не хватает ночи, чтобы успеть их закончить. Или старцы стали таие немощьные?

3. Несколько лет лампады у гроба Господня горят дольше, чем раньше. Прежде масло в большие лампады доливали в одно и то же время, накануне Пасхи. За год оно полностью выгорало. Но теперь, уже в который раз, перед главным христианским праздником остается еще немало масла. Получается, что время опережает даже физические законы горения. Если только дело не в самом масле. Может генномодифицированное масло дольше горит?

4. Один дед вспоминает, что в 30-е годы его отец, вернувшись из ссылки к семье, при минимуме помощников умудрился всего за неделю построить новую хорошую избу. А в воспоминаниях Бориса Ширяева о соловецком лагере есть эпизод, как 50 заключенных, из которых почти половина были "доходяги", построили и ввели в эксплуатацию здоровенную баню всего за 22 часа! На вооружении у строителей были только ручные пилы и топоры. Мы же сейчас, даже имея современные электрические инструменты, при всем желании не сможем угнаться за работягами прошлого! И не только потому, что стали ленивее и слабее, но и потому, что времени не хватает.


Да все мы, кто успел начать трудовую деятельность ещё до того как компьютеры, факсы, принтеры и прочая гадость, стали обычными, много раз вспоминали, что раньше за рабочий день успевал вдвое больше сделать! Как это возможно, если каждая бумажка писалась вручную, копии делались с помощью копировальной бумаги, телефон только у начальника и у бухгалтера, а факс вообще находился в сознании в одном ряду с аннигилятором и бластером!
И вот мысль. Если организм, который стареет, начинает всё сильнее и сильнее замедлять восприятие хода времени, так может и вся планета, старея так же начинает замедляться во всём, в том числе и во времени? На первый взгляд глупость.
А если нет?





promo kadykchanskiy april 28, 2021 07:57 1
Buy for 10 tokens
РЕПОСТ прошу! Друзья! Прошу поддержать наше начинание по реставрации старинного купеческого дома, который мы собираемся превратить в дом-музей мещанского быта, "Дом сохранения истории "Инрог" в котором всегда будут комнаты для гостей. Делитесь роликом на своих страницах и показывайте…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
xsergex
Dec. 20th, 2012 11:23 am (UTC)
А как вы объясните механические часы, электронные, атомные. Они тоже быстрее бежать стали?
kadykchanskiy
Dec. 20th, 2012 11:39 am (UTC)
Мне известно два экспериментально подтверждённых, случая замедления хода часов. Часов, в смысле приборов, отсчитывающих время. Вадим Чернобров, с товарищами зафиксировали отставание механических часов в какой-то специальной сфере, и белорусский профессор Вейник повторил опыт с одинаковым результатом, с разными видами измерителей времени. Существует ещё масса косвенных свидетельств. Самое достоверное - Исчезновение с радаров заходящего на посадку самолёта. Появился через 15 минут прямо над полосой, все бортовые приборы, и ручные часы пассажиров показывали отставание на 15 минут. Посчитали остаток топлива в баках, получилось, что именно 15 минут соответствуют расчётному времени обнаруженного излишка керосина.
(no subject) - xsergex - Dec. 20th, 2012 11:44 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
kadykchanskiy
Dec. 20th, 2012 01:19 pm (UTC)
И если раньше такое чувство возникало уже у взрослых людей, то сегодня этим озаботились уже дети! Причина в ускорении мелькания множества событий? Да в нашем детстве событий было в тысячи раз больше чем сейчас. У них в школе ничего не происходит, одни уроки и консультации, подраться пацанам на заднем крыльце некогда, домой пришёл, снова учебники, пара часов в сетевой игре и на бок. А мы в их годы читали книги сотнями в месяц, и времени на всё хватало.
clandike
Dec. 20th, 2012 11:59 am (UTC)
Что ж, похоже, это подтверждает мою гипотезу о Глобальной Игре («Квесторианство»)
)))))
lana_prini
Dec. 20th, 2012 12:02 pm (UTC)
похоже, что так)время убыстряет свой ход!я тоже заметила это!
sas278
Dec. 20th, 2012 12:38 pm (UTC)
А Вы у спортсменов поинтересуйтесь ,как обстоят дела со временем))) Узнаете очень много))) Внутренние часы напрямую зависят от пищи и физической кондиции) Для вялого человека время летит быстрее ,для бодрого наоборот) Думаю что изменения о которых Вы здесь пишите -это следствие химизации продуктов и ухудшения экологии.
kadykchanskiy
Dec. 20th, 2012 01:09 pm (UTC)
Знаю, сам был спортсменом. Доводилось бывать и в смертельно опасных, экстремальных ситуациях. Тогда время вообще практически останавливается!
prosto_mariya27
Dec. 20th, 2012 04:16 pm (UTC)
Да,когда мы чуть не попали в аварию- вынесло на гололед,время как замерло.Нас крутило,а я воспринимала это как замедленные кадры.Что интересно и звук стал тягучим.А потом нас вынесло со встречки на свою полосу (повезло) и всё стало вмиг прежним и звук со свистом вернулся.
Все ,кто был в машине,ощутили аналогичное.
(Deleted comment)
kadykchanskiy
Dec. 20th, 2012 01:07 pm (UTC)
Да, так, но н один умник так и не объяснил миру что же это такое. Проще поверить в существование электрического тока и витаминов в продуктах. Витамины никто не видел, но в аптеке продаются. Забавно? Так и время, вроде бы течёт, потому, что события сменяют друг друга, но с другой стороны, если наблюдатель "поднимется на второй этаж" то он увидит и прошлое и будущее одновременно. Там, наверху вообще нет времени?
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - kadykchanskiy - Dec. 29th, 2012 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - kadykchanskiy - Dec. 29th, 2012 08:47 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
kadykchanskiy
Dec. 29th, 2012 08:51 am (UTC)
А ещё это называют кратковременным впадением в состояние транса. У меня тоже есть сомнения по этому поводу. Время, вероятно, на самом деле может иногда останавливаться.
kazenelenboigen
Dec. 20th, 2012 01:00 pm (UTC)
Индивидуальная скорость течения времени вычисляется (грубо, так как нужно учитывать также и насыщенность) как отношение измеряемого периода с количеством уже прожитых таких периодов.
В 10-летнем возрасте 1 год равен 10% жизни
В 50-летнем возрасте 1 год равен 2 % жизни - время ускорилось в 5 раз.
Обмен веществ тут ни при чём. Это сумма впечатлений, скорее.
kadykchanskiy
Dec. 20th, 2012 01:03 pm (UTC)
Я тоже всегда был в этом убеждён, но вот засомневался...
calmos
Dec. 20th, 2012 01:39 pm (UTC)
Либо время летит быстрее, либо мы тормозим не по детски :) (шутка)
Я вот обратил внимание на такой факт. Чем более наше внимание поглощено каким-то процессом, чем более мы вовлечены, тем быстрее проходит время. То есть мы не замечаем, как оно проходит.
Вообще стоит измерять субъективное течение времени не часами или минутами, а вниманием, направленным на что-то, и соотвественно впечатлением оставленным этим чем-то.
Ребёнку, например, всё интересно. А это что? А зачем? А вон то? Его внимание переходит с одного предмета на другой по многу раз. У него за день больше впечатлений, чем у нас взрослых. Поэтому время для ребёнка тянется очень долго. У взрослых же впечатлений гораздо меньше: проснулся, на работу, пришёл с работы, поел, телевизор/интернет/книга. А работа у нас сейчас не то, что 100 или 200 лет назад. Мы сейчас все - специалисты. То есть делаем одно и то же изо дня в день, и чем лучше делаем, тем более профессиональны. Раньше, крестьяне, например, не были специалистами в сегодняшем понимании этого слова. Работа зависела от времени года, от погоды, и делали всё сами от а до я.

Сейчас у нас всё - механически. Рутина. Опыт и привычка позволяют нам не задействовать своё внимание так, как это делают дети. Поэтому для нас, взрослых, время летит быстрее.

Каждый может убедиться в этом. Попробуйте перестроить привычный ход вещей ( сядьте не на тот автобус, сверните на другую улицу )и время пойдёт по другому.
prosto_mariya27
Dec. 20th, 2012 04:11 pm (UTC)
Мой ребенок тоже мне про то,что время быстро бежит ,как-то говорил.Ему тогда 8 было.Мне странным это показалось.Помню, как тянулись четверти,как медленно я росла))))
Ваши умозаключения мне близки и я их разделяю...
kadykchanskiy
Dec. 21st, 2012 08:01 am (UTC)
Значит будем вместе искать правду!
maxodeva
Dec. 20th, 2012 06:29 pm (UTC)
Есть одна идея, умозрительно-математическая.
Представим, что мы такие боги -трехмерники и у нас есть подопечный мир двумерников. Как можно двумерникам показать трехмерные объект, ну хотя бы самый простой - шар? Как вариант, двигать шар через двумерный мир, чтобы они смогли увидеть все его двумерные сечения. Тогда двумерники сначала увидят только точку, потом она будет расти до максимального круга, а потом опять уменьшится до точки. К этому движению трехмерного шара привязать понятие двумерного "времени".
Теперь усложняем задачу - хотим "вырастить" двумерный мир до трехмерного. Придумываем процедуру ветвления двумерного мира а-ля фрактал с течением введенного нами "времени"(для примера, структура типа рисунка дерева на листе бумаги - это фрактал), у фрактала дробная мерность, а в пределе двумерный фрактал заполняет трехмерный объем. Те двумерные жители, которые находятся близко к концевым векам фрактала, живут уже почти в трехмерном мире и могут воспринимать уже не двумерное сечение шара, а некоторый его объем. А восприятие объема дает эффект сжимания "времени". Если двумерники смогут в итоге перейти в трехмерный мир, то искусственно введенное нами "время" для них исчезнет.
Многие сейчас пишут, что мы готовимся к переходу в четырехмерный мир, и там понятие времени толи вообще нет, толи оно другое совсем.
kadykchanskiy
Dec. 21st, 2012 07:45 am (UTC)
Да, я даже писал об этом, есть небольшой пост, где я в двух словах описываю это же, чуть не слово в слово. Даже для примера выбрал похожий объект - апельсин. Он ведь для стороннего наблюдателя кажется всего-лишь оранжевой кляксой! А возьмёшь в руки, оказывается это сфера, и не простая, а с сложнейшей структурой, а ещё и запах есть, вкус, вес, и температура! То же и со временем надеюсь. Только так можно приблизиться к осознанию понятий вечности и бесконечности.
maxodeva
Dec. 21st, 2012 08:28 am (UTC)
Значит что-то в этом есть :) Не у одной меня крыша едет.
vodoley31
Dec. 20th, 2012 07:36 pm (UTC)
Слышал мнение, что уже 16 часов в сутках. Никакми субъективными причинами, на мой взгляд, это уже не объяснить. Пришел в понедельник на работу, разрулил пару вопросов и уже пятница... Физику процесса убедительно объясняет Astrolaz http://astrolaz.livejournal.com/2012/12/17/
sv_korchanov
Dec. 21st, 2012 02:17 am (UTC)
Есть и ещё один аспект. Субъективно время воспринимается числом значимых для человека событий в течение определенного промежутка времени. В детстве их очень много и время "растягивается". С возрастом нас уже ничем не удивить, событий всё меньше и меньше, и время "летит".

Разговоры детей могут быть связаны с интенсивной обработкой их с раннего возраста информационно перегруженными потоками. Плюс телевизор - после просмотра нескольких мультсериалов (ярких, красочных, страшных, эмоционально перенасыщенных) их трудно чем-то удивить в реальной жизни.
kadykchanskiy
Dec. 21st, 2012 07:04 am (UTC)
Да, всё это понятно, и кажется ничего необычного, но... снижение производительности труда в единицу времени, опять же лампадки, лампадки... Не стал бы писать об этом, если б не стали появляться факты, которые просто не могут не заставить задуматься о том,что есть и ещё что-то.
anela_m
Dec. 21st, 2012 10:05 am (UTC)
Очень интересная статья!
Может быть, у каждого человека(общности людей или других, так сказать, объектов) своя "структура" времени?
Из своего опыта, честно говоря, я не заметила, что бы время ускоряло свой бег. Для меня его движение, скорее всего, не равномерно. Бывают периоды быстрого и медленного течения. И это не зависит от возраста. Раньше мне казалось, что периоды замедления и убыстрения наступают по непонятным законам или вовсе хаотично, но в последнее время заметила одну закономерность. Скорость времени зависит от того, чем занимаешься в данный момент. Грубо говоря, если работаешь головой (чтение, умственная работа на производстве, телевизор, компьютер, выполнение различных действий с помощью механизмов и проч.), время идет быстро, если что-то делаешь руками - замедляется. Я говорю об активных действиях, которые увлекают, нравятся, приносят удовлетворение. Бездействие или ожидание - это отдельный вопрос ).
kadykchanskiy
Dec. 21st, 2012 11:30 am (UTC)
А у меня без разницы, то-ли с документами работаю, то-ли снег во дворе убираю, во время любой работы время летит как стрела.
fominsa
Dec. 21st, 2012 03:18 pm (UTC)
А у меня ничего не изменилось,всё как в той поговорке:нет ничего хуже,чем ждать и догонять...Если кого-нибудь или чего либо жду-время как резиновое,еле тянется,а если не слежу за временем-оно идёт как обычно.Так было со мной всегда,и в детстве и сейчас...Заметил ещё,что сейчас за одинаковый промежуток времени я могу сделать больше,чем,скажем,лет десять назад.Но это никак не свойства времени,это опыт и "производительность".
ars1977
Dec. 24th, 2012 09:03 pm (UTC)
Времени как такового нету вообще. Нету как объективной категории, как самого по себе. Поэтому и дать определение трудно, так как оно субъективно. Время всегда можно почуствовать только в сравнении одних процессов с другими, точнее скорости этих процессов, изменений в них.
То, что мы называем временем есть лишь астрономические эталлоны: оборот планеты вокруг оси, планеты вокруг Солнца. Время есть лишь скорость изменений материи, процессов каких-либо. Может происходит, что процессы биохимические в человеке тормозятся, или астрономические ускоряются (Дни короче,быстрее; год быстрее, короче), а если и то и другое? Тогда и имеем, что день пролетает, а человек делает меньше чем раньше.


Edited at 2012-12-25 12:08 pm (UTC)
( 29 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2023
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel