?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у goblinid в Куда девать кожу с ушей или Актированные дни...
Вырос я в маленьком городке в центральных районах Колымы и все детство, каждую зиму - меня мучал вопрос, вынесенный в заголовок. Проблема с кожей ушей возникала не на пустом месте.

Дело в том, что в этом городке каждую зиму устанавливались аномальные для многих, читающих эти строки, но абсолютно обычные для этих мест морозы. Такие морозы - которые вымораживали всю влагу из воздуха.

И пейзажи зимой были вот такими в это время:



Такое обычно происходило, когда градусник показывал ниже 45 градусов. Но это был не предел для градусника. Самая низкая температура в зимнее время, которую я испытывал на себе - это -56 градусов мороза. Вспомните недавние заморозки в Москве, когда там к тридцатнику подбиралась температура, и попробуйте представить себе -56. Представили? Неа, сильно сомневаюсь. Что бы что-то представить, надо бы это пережить на себе для начала...

Под катом - немного воспоминаний о том, как это было.



Живя в настоящий момент в  относительно теплом Магадане (здесь 27 градусов мороза - это нормально, а 30 - уже не очень, ну а 50 не бывает в принципе) я помню такие дни в детстве в маленьком городке в Центральной Колыме,  и как они назывались. Актированные дни. Как сейчас помню.

С утра, проснувшись, первым делом надо было подбежать к градуснику, висящему на кухне, и увидев что столбик жидкости в нем  подобрался к заветной отметке -52  можно было начинать радоваться. Еще бы. Занятия в школе в такую температуру отменяли. Правда, старшие классы не учились при -55, а вот средние и младшие  - уже могли расчитывать на халяву. Но градусник на кухне - не показатель. В нашей квартире было радио, поэтому следующим шагом я бежал включать его. В школу надо было идти к 8:30, а в 8:00 включался прогноз погоды по городу и в конце как раз объявляли о том, какие классы учатся сегодня, а какие гуляют.

В большинстве случаев - мне везло. Минус пятьдесят два градуса мороза - это хорошая температура, что бы не выходить на улицу и не посещать школу.

Вот эту школу (помню, как меня разок били у третей колонны, если считать слева, но у кого таких воспоминаний нет :), это неважно):


Хотя идти, вернее бежать до этой школы мне было из дома три минуты. Но официально занятия школьников отменялись, а значит - ура! В школу можно не идти. Да и не рассчитывал никто, что дети в такую погоду пойдут в школу.

А вот родители собирались и шли  на работу. Оставляя меня предоставленным самому себе. И это было прекрасно. Книжек дома было завались, и хотя по телеку гнали всякую пургу про надои и ускорение, мне было чем заняться. Книги же. Жуль Верн, Джек Лондон, и все приключения в мире. Этого хватало. Но не так уж и надолго. Детская жизнь в то время была полна активностей.  И одна из этих активностей - это пойти погулять.

Да, в школу можно не идти, холодина на улице. Но гулять охота. И мы шли гулять вот в такую погоду. Морозный туман, а ты в заячьей шубейке и в кроликовой шапке. Да не просто в шапке, а в шапке советского образца, у которой пацанячья мода заставляет уши шапки завязывать на затылке. Поэтому мочки ушей были не прикрыты совершенно. А  на улице зусман:



Назвать это гулять - по хорошему язык не поворачивается. Скорее - это совершение перебежек по улице от подъезда до подъезда, позвякивая бубенчиками, хотя они и спрятаны в двух штанах. Бегали от подъезда к подъезду мы не просто так - мы ходили в гости. Иногда заходя за одноклассником, вытаскивая его из дома, что бы пройти еще 50-100 метров до следующего одноклассника. А там и еще к одному однокласснику можно забрести.

По таким вот морозным улицам:



А еще, как не странно, хоть школа и была отменена, но заниматься спортом - никто не отменял. Когда-то был жив вот этот дворец спорта и ездили мы туда через весь город на автобусе заниматься борьбой или боксом.


Автобус надо было ждать на открытых остановках - но так никто не делал. Проще зайти в теплый подъезд возле остановки, протаять (продышать) дырку в замороженном окне, да выжидать там этот самый несчастный, холодный ЛиАЗ (один из двух на городок), когда же он подъедет. Он холодный-то холодный, но все таки не такой холодный, как если идти через весь город по улице.




А еще, но это было у меня занятием в первом-втором классе - мы лазили по теплотрассе. О, какая это прекрасная вещь - теплотрасса. Там проходили трубы с отоплением и горячей водой, В землю их зарыть не получалось - вечная мерзлота, дорого, а вот положить их по бетонным каналам - само-то было. В некоторых местах они изгибались (что бы вода внутри не замерзала) - и там получалось целое пространство закрытое, в которых жили бичи, и играли дети. Там было тепло, там можно было спрятаться и представить что ты плывешь в трюме корабля в Америку устраивать там революцию. :) Или просто трюм корабля. В космические корабли мы там никогда не играли, видать, вонь от старых одеял бичей, стекловаты, и осколки пустых бутылок никак не тянули на рубку космического корабля. А вот на трюм морского судна - вполне... Да и тепло там было - по сравнению -52 градусами мороза на улице.

Колодцы выглядели вот так. Хотя почему выглядели? Они и сейчас так выглядят. Не знаю только, лазят ли в них современное поколение детей того городка? А мы лазили. Кстати, взрослыми это строго запрещалось. И антисанитария там, и собаки (что наоборот только привлекало) жили, да и застрять можно было (в принципе). В детских кругах ходили истории о застрявших детях, но почему-то в этих историях кончалось все хорошо...


И пустынно все на улицах было также. Городок жил работой, днем никого по такому холоду желающих ходить не находилось...  Как и сейчас, кстати...



А еще можно было ходить в детскую библиотеку. Правда, от моего дома это было далековато, и когда я подходил к ней - из носа реально вырастали сосульки. Не, не зеленые, простите за подробности. Белые, но они состояли уже большей частью изо льда. Их сморкаешь наружу - а вылетает что-то типа цилиндирков. Прикольно было. И ничуть не страшно. Все это было привычно, и даже не сильно напрягало. Ну мороз, ну сосульки, ну кожа на ушах белеет. Фигня мороз  - главное не сидеть на месте..

Кстати, здание детской библиотеки сохранилось. Правда, к зданию зачем-то приделали ворота. Но это уже после моего отъезда было:


Ну а вечером - надо было прибежать домой перед приходом родителей с работы. Весело, позвякивая, вваливались в теплые квартиры. Хотя теплыми они были номинально. Дома все равно ходил в свитере зимой, сколько себя помню. А еще дома был калорифер, на котором можно было сидеть - греть бубенчики.

И главное - отдирать отмерзшую кожу с мочек ушей, которая успевала отслаиваться всего за один день. Но вот куда надо было девать эту кожу - никто мне не говорил. Приходилось отдирать одной рукой, складывая в другую, а потом пересыпать это дело в другую руку. Что бы отодрать кожу уже с другого уха. Другой рукой. Занятие увлекательно для 10-летнего пацана, поверьте...

Как-то так и жили. В эти Актированные дни. Нормально было. До того момента, как на котельной не произошла авария, и полгорода просто разморозили напрочь. Да так разморозили, что в квартирах в -55 на улице было около -5 градусов. Но это совсем другая история. Как-нибудь расскажу.

Огромное спасибо furyrec и его ресурсам за предоставленные фотографии. У меня, к сожалению, нет таких фотографий детства и мороза. А на его ресурсе http://cycymah.ru/ есть. Кукумах - это Сусуман на транслите. Город моего детства... Счастливого, надо сказать. Есть что вспомнить... :)

А вы переживали серьезные морозы? Что бы ухи в прямом смысле этого слова отморозились, и кожа с пальцев слазила и кончик носа белым все время был? Бывало такое?

З.ы. Навеяло тем, что у нас опять в области морозы стоят, такие же как в моем детстве. И детям опять отменили школу. Опять актированные дни. Хорошо им. Можно погулять... :)



Posts from This Journal by “Сусуман” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
lana_prini
Jan. 31st, 2017 02:34 pm (UTC)
Окунулась в детство по самые уши))
Я однажды пережила -53 в Новый год в Екатеринбурге. Да, такое было лет ..дцать назад.
kadykchanskiy
Jan. 31st, 2017 02:36 pm (UTC)
-53 у нас каждую зиму. Реже опускается ниже 65. А в 1984 было почти -73
(no subject) - lana_prini - Jan. 31st, 2017 04:19 pm (UTC) - Expand
Родина - это ХОРОШО... - 1111den - Jan. 31st, 2017 05:43 pm (UTC) - Expand
Re: Родина - это ХОРОШО... - 1111den - Feb. 1st, 2017 01:02 pm (UTC) - Expand
ot_ra_zhenie
Jan. 31st, 2017 02:40 pm (UTC)
Сурово , но тепло написано . Детство оно такое -теплое)))
berezark
Jan. 31st, 2017 03:03 pm (UTC)
Сусуман и зусман - родственные слова или случайно похожие?
Насколько я знаю, "зусман" - на идиш означает (как и на немецком Süßmann) - дословно "сладкий мужчина", т.е. который не очень контролирует руки, и они сразу лезут женщине под одежду. Применительно к зиме - такой мороз, от которого не спасает одежда.
sfed
Jan. 31st, 2017 03:03 pm (UTC)
Круто! Что тут скажешь.
antualle
Jan. 31st, 2017 03:41 pm (UTC)
У меня северный стаж 40 лет. Ямал и Ханты-Мансийск. Отморожено всё, что торчало дальше глаз. В 70-х у нас актированных дней не было в принципе. Дальше не помню, тоже вроде на температуру не смотрели. Геология, тайга, буровая, вертолёт-....блин, снится до сих пор! Хотя я уже не там, а на родине в Башкирии. Доходило до того, что на буровой работали в минус 55 ночью, меняясь по 15 минут. С сегодняшней колокольни я бы сказал - идиотизм. Но план! Его Величество План! Это был декабрь 1975 г. Результат: заморозили буровую и оттаяли только в июле. Вот те и план.
kadykchanskiy
Jan. 31st, 2017 05:48 pm (UTC)
То, что у вас в Европе форсмажор, у нас - норма. При -60 На Колыме запрещены все работы на открытом воздухе, но предприятия работают. Не сравнивайте. В каждом регионе по своему.
(no subject) - antualle - Jan. 31st, 2017 06:26 pm (UTC) - Expand
lalangamenas
Jan. 31st, 2017 04:33 pm (UTC)

Были и у меня отмороженные уши,  и игры на морозе с забегами в подъезд, где всегда была горячая батарея,  и зеленые сосульки под носом) )) И холоднющий автобус- гармошка, где мы пускали носом струи пара и смеялись, что мы бычки))
  Детство моё в Якутии, Нерюнгри. Такой экстремальный мороз был на моей памяти только один раз. А -40 регулярно )
Классно было вспомнить... Благодарю.

chelikga
Jan. 31st, 2017 05:38 pm (UTC)
Климат мне камчатский нравится и Западной Сибири.В 1984 году мы попали на морозы в 73,а потом потеплело до -68.А как шли с Тикси и сутками с рук не выпускали кирку,лом и лопату никогда не забуду,но мы молодцы и оверкиля избежали.
makedonssky
Jan. 31st, 2017 05:43 pm (UTC)

К счастью привык к + 56 и выше ... адаптирован

isdn602
Jan. 31st, 2017 09:16 pm (UTC)
Всё зависит от влажности воздуха. У нас в Питере , минус 25 выглядит бывает так же , а переносится хуже чем - 40 . Был в командировке в подмосковье , так там -30 ощущается , как у нас - 15 , вот ,что значит континентальный климат.
nerca88
Jan. 31st, 2017 11:54 pm (UTC)
Так и в Магадане влажность повышенная, как и ветреность. Везде лёд от неё, все скользят и падают.
flayverr
Jan. 31st, 2017 09:17 pm (UTC)
А как с простудами? Болели?
nerca88
Jan. 31st, 2017 11:50 pm (UTC)
Мои северные дети болели простудами (и всем остальным) гораздо реже, чем племянники на Ставрополье.

Edited at 2017-01-31 11:51 pm (UTC)
(no subject) - kadykchanskiy - Feb. 1st, 2017 07:02 am (UTC) - Expand
metalluga_tmn
Jan. 31st, 2017 11:02 pm (UTC)

Работал на преддипломной в сейсмопартии над Ноябрьском. Техником на профилях, это когда 12 часов смену на снегоходе по лесу или тундре туда-сюда мотаешься, оборудование поддерживаешь. 38-40 вполне рабочая температура была. Однажды утром с базы двинули, было 37, а вернулись после обеда - уже 46. Полдня так и проработали. А на следующий день упало до 52, три дня актировались. Школьникам-то хорошо, а мы на сдельной оплате сидели :)))

nerca88
Jan. 31st, 2017 11:49 pm (UTC)
За два билибинских года только однажды довелось идти в школу при -51, хоть и недалеко было, но веки примёрзли к роговице.
А в Магадане актировали при сильном ветре, и в такие дни у детей было по две тренировки в ДЮСШ.

Edited at 2017-01-31 11:55 pm (UTC)
Роман
Jan. 31st, 2017 11:57 pm (UTC)
1
Дворец спорта на фото не в Сусумане а в начале Берелехе что в 3,5 км от Сусумана получается, и когда-то рядом с ним была конечная остановка рейсового автобуса. Всегда катались цепляясь за бампер автобуса. Слева на фото площадка, летняя, а еще левее и ближе озеро, мы его зимой расчищали старыми школьными партами и стульями для катания на коньках и хоккея. спорт инвентарь взяли в брошенном спортивном комлексе ))
В Сусумане свой комлекс, со свои стадионом и парком.
kadykchanskiy
Feb. 1st, 2017 07:00 am (UTC)
Re: 1
Я однажды в -50 от той остановки на Берелёхе шёл пешком до автовокзала в Сусумане. Весело было)))
math_mommy
Feb. 1st, 2017 12:56 am (UTC)
Школы в мороз закрывают, потому что там подолгу сидят. При неподвижности замерзают. Если двигатся, то ничего. Даже на улице.
nerca88
Feb. 1st, 2017 09:25 am (UTC)
А старшеклассники не замерзают? Малышня более подвижная, и на уроках вертится, а им освобождение.
(no subject) - math_mommy - Feb. 4th, 2017 09:26 pm (UTC) - Expand
iv_sirin
Feb. 1st, 2017 10:03 pm (UTC)
Вечная мерзлота...
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

Тартарин в осени
kadykchanskiy
kadykchanskiy

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel