kadykchanskiy (kadykchanskiy) wrote,
kadykchanskiy
kadykchanskiy

Categories:

ТРОПА ТАЙГИ. ХРАНИТЕЛИ САРНИ НАЙ. - 13

Продолжение. Читать сначала...

МIР СНЕГА И ЛЬДА.
Условия и условности

Мне часто задают вопрос о реальности существования развитой цивилизации в условиях Крайнего Севера. Ты, мол, утверждаешь, что когда-то здесь было множество городов, но куда они девались? Почему от них не осталось даже следов? И вообще, разумно ли заявлять о жизни на краю земли в этих жутких экстремальных условиях?

Картинки по запросу снег и лёд колыма

Да, Север — невероятно сложное место для жизни. Север – весьма суров. Но даже в этих неимоверно суровых условиях сегодня существует совершенно уникальная цивилизация северных народов. С таким же уникальным бытом, устройством жилищ, одежды, национальной кухней. Я писал немного об этом в первой книге «Хранитель Севера». В свое время, когда я зачитывался отчетами различных исследовательских экспедиций, обратил внимание на ...


...несколько существенных деталей.

Большинство исследовательских экспедиций позапрошлого и начала прошлого века испытывали значительные трудности, связанные с продовольственным обеспечением. Люди голодали, страдали от цинги, буквально сходили с ума от зловещего Белого Безмолвия. При этом не стеснялись на нелестные эпитеты в адрес встречавшихся представителей северных народов. Например, называли их «варварами» только лишь за то, что северяне употребляли в пищу сырое замороженное мясо и рыбу. Между тем, строганина - этот легко усваиваемый продукт, являлся хорошим профилактическим средством от той же цинги и недостатка витаминов и полезных веществ.

Например, в сыром оленьем мясе количество полезных микроэлементов просто зашкаливает. Растущие везде на Севере различные ягоды и растения содержат многочисленные витамины в количествах, значительно превосходящих их наличие в тех же яблоках, лимонах и прочих овощах-фруктах. Ужасное чукотское блюдо под названием «копальхен» (заквашенное определённым способом мясо морзверя) или не менее жуткая в глазах европейца чавчувенская ягелевая каша (полупереваренный мох ягель, извлечённый из желудка убитого оленя, и сваренный в бульоне из крови, воды и оленьего молока) помогает быстро восстановить силы и обладает мощным противоцинготным средством.

Европейцы кривят физиономии, наблюдая, как местные северяне с удовольствием поедают сырые рыбьи головы, личинок овода, выуженных из-под шкуры оленя, «мозгуют», выковыривая сырой мозг из берцовых костей, а также с причмокиванием лакомятся сырым нерпичьим жиром, печёнкой или оленьими почками. При этом не понимают, что с помощью такой специфической диеты люди Севера восполняют недостаток жиров и полиненасыщенных кислот в своих организмах.


Я люблю вспоминать со смехом, как однажды в одном из путешествий по Северу ко мне присоседилась съёмочная группа областного телеканала, состоявшая из оператора и журналиста. Ребята решили отснять на местном материале несколько сюжетов и потом выгодно продать их одному из центральных телеканалов. Так случилось, что в пути нам удалось подстрелить оленя. Когда мы с приятелем, вооружившись ножами, принялись свежевать оленью тушу, шустрые телевизионщики, узрев «эксклюзив», нацелили на нас камеры, вознамерившись заснять действо по разделке убитого животного. Но уже через пять минут оба дружно блевали в сторонке от вида выпотрошенных кишок и сизого разбухшего от ягеля оленьего желудка.

Дальше было ещё смешнее. Когда мы извлекли свежие почки и печень из туши, и я принялся нарезать их аккуратными ломтиками, один из журналистов с плохо скрываемым ужасом в голосе осведомился: «Вы что ЭТО будете есть сырым?». Я, обмакнув кусочек сырой почки в смесь соли и перца, невозмутимо ответствовал: - «Конечно будем, и с превеликим удовольствием!», после чего отправил лакомство в рот. Парни опять побежали блевать. Ну вот что с ними было поделать? Как было объяснить этим «детям асфальта», что сырые оленьи почки не только полезный, содержащий массу витаминов и микроэлементов, но и необычайно вкусный деликатес, по вкусу напоминающий сладковатое сливочное масло?

Многие путешественники по Северу с неприкрытым ужасом описывали, что после трапезы кочевники давали чашки собакам, чтобы те их вылизывали. Правда, дикость какая? Варварство! Не иначе...

А вот давайте устроим маленький эксперимент? Возьмем такого, всего из себя цивилизованного «чистоплюйчика» из городской квартиры с электричеством, интернетом, телевизором, горячей водой, теплым туалетом и переместим в зимнюю тундру на пару месяцев. Знаете, что получится? Объективно, уже через пару недель этот цивилизованный товарищ у вас на глазах превратится в того самого «грязного варвара», причём самого низкого пошиба. Потому что он внезапно столкнется с такой проблемой, как вечный недостаток горячей воды и почти полное отсутствие дров для огня. Для того, чтобы вскипятить обычный 2-3-хлитровый чайник, нужно раздобыть в заснеженной тундре некоторое количество дров. Эти же дрова нужны и для обогрева жилища, в котором он будет жить. Ему повезет, если он будет находиться на побережье или в долине какой-нибудь реки, где есть плавник и лес. А буде окажется на берегу Ледовитого океана? Где деревья и кусты вообще не растут. Тогда что?

И вот наш высокомерный горожанин, который именует жителей тундры презрительным словечком «варвары», вдруг сделает для себя ужасное открытие, заключающееся в том, что находясь в чукотской тундре, он примерно 70% своего времени тратит только на то, чтобы банально себя обогреть и накормить. На все остальное времени и сил катастрофически не хватает. Перенимать же какие-то особенности национального быта он, в силу своего «цивилизованного снобизма», не желает. Большинство экспедиций, выживших в этих экстремальных условиях, просто смирились с гордыней и примерили на себя многовековой опыт жизни на Севере местных народов, то есть — оделись в шкуры, стали есть замороженное сырое мясо, жить в похожих жилищах... Остальные погибли, оставив после себя в лучшем случае, экспедиционные записки, полные неприкрытого ужаса и отчаяния. В худшем — исчезли без следа...

Экипировка тех первых экспедиций так же оставляла желать лучшего. Исследователи северных территорий по непонятным причинам поначалу категорически не желали перенимать опыт местных народностей, у которых практически вся одежда и даже жилища шились из шкур местных животных – оленей, моржей, лосей, росомах. Я сам в подобной одежде проходил не один десяток лет и скажу вам, что это наиболее приемлемый и экологический вид одежды в условиях Крайнего Севера. Вообще стоит отметить, что в представлении европейцев быт и жизнь северных народностей представляются как нечто грязное, жуткое, унылое. Это штампы, непонятно кем и как навязанные. Вот, например, самое расхожее мнение: «Все северные народности – дикие варвары, потому, что они не моются. У них нет такого понятия, как гигиена, они живут в грязи» и так далее.

Это важный момент, кстати! Северный быт складывается из множества разных мелочей, которые на поверку оказываются ключевыми. Вот, например, такая обычная вещь, как умывание по утрам. В тундре зимой умываться утром категорически нельзя! Я знавал чудаков, которые, проснувшись в яранге утром, умывались с мылом, брились, да еще и обтирались одеколоном. Затем этот свежевыбритый человек выходил на мороз и буквально в течение часа обмораживал себе нос и щёки. В чём ошибка? Во время сна мы потеем, и поверхность кожи обволакивает плёночка потожировых выделений, которая служит своеобразной защитой от внешних неблагоприятных воздействий. Смывая эту плёночку, мы буквально оголяем кожу морозу и ветру. Мелочь очень важная в тундре, где средняя температура зимой под -50 градусов, да ещё и с ветром!

Затем тундровая одежда. Традиционно она состоит из трёх частей. На голое тело одевается меховая рубашка со штанами мехом внутрь. Затем сверху – кухлянка мехом наружу. А поверх кухлянки надевается камлейка – защитный чехол из грубой ткани, предохраняющий от одежду от порывов и ветра. Получается своеобразный термос. У оленьего волоса есть особенность – он полый внутри, что создаёт воздушную прослойку. Вдобавок ко всему, по мере загрязнения кончик волоса обламывается. То есть, во время движения человека шерстинки оленьего меха постоянно собирают с тела все выделения, а потом достаточно сильно встряхнуть одежду и загрязнённые кончики просто отваливаются. Вот вам и секрет, почему северные народы редко мылись в бане, а некоторые не мылись вообще. Процесс очищения тела происходил в постоянном режиме.

Идем далее. Долгое время прожив среди северных народов, вместе с ними кочуя, живя, общаясь на бытовом уровне, я, конечно же, занимался сбором легенд, преданий, сказок. Весь этот пласт устного творчества у всех без исключения северных народов содержит много информации о древних временах. При этом можно сразу выявить, кто из этих народов пришел на территорию севера с юга уже во времена, когда ледниковый период стал заканчиваться, и кто жил там значительно ранее. Например, в преданиях чавчувенов, хантов, манси, алтайцев, якутов содержатся свидетельства, что они пришли с юга.

Меня просто поразила схожесть их мифов о появлении человека. Все они утверждают, что вначале не было земли, что было некое море-болото. У хантов и юкагиров верховный бог послал гагар нырять в это море и доставать со дна землю, из которой он и сотворил первую сушу, на которую заселил людей и зверей. У чавчувенов и алтайцев, северных хантов есть легенды, схожие между собой, где люди спасаются от великой воды на плотах. Много недель они плавают по бескрайней воде, и потом вода начинает уходить, и люди пристают к суше и оттуда начинают расселяться по освобождающейся от воды земле. То есть это явные свидетельства пережитого мирового Потопа.

Мироустройство юкагиров и хантов несколько отличается от всех остальных северных народов. При этом мы знаем, что ученые называют юкагиров чуть ли не единственным автохтонным народом Севера, ареал обитания которого был весьма велик – от Лены до Чукотки. Их язык до сих пор вгоняет в ступор, так как не имеет аналогов. Родство с другими языковыми семьями доподлинно не доказано. Лингвистами выдвигались предположения о родстве юкагирских языков с уральскими или нивхским языками, но это так и осталось всего лишь на уровне предположения.

Именно у юкагиров сохранилось очень большое количество знаний и навыков докатастрофного периода. У них была уникальная пиктографическая письменность, так называемые «тосы». Они были прекрасными картографами, хорошо разбирались в анатомии человеческого тела, могли проводить операции и различные манипуляции с человеческим телом. Имели очень серьезную систему подготовки и тренировки своих воинов, по сравнению с которой тренировки каких-нибудь прославленных шаолиньских бойцов кажутся детским садом. Умели работать с металлом! Их копья и стрелы имели железные наконечники. Они даже смогли приручить и одомашнить лосей! Ездили на них и управляли ими с помощью деревянной палочки. К слову, в СССР был создан целый институт, который занимался вопросом приручения лосей. У наших современников ничего не получилось!

Перейдём ко второй части вопроса. По современным данным науки, ранее на Севере был совершенно иной климат. Было тепло, в изобилии произрастали магнолии и кусты калины, росли кипарисы и платаны, каштаны и тополя. В Гренландии (Грин Ланд – зеленая земля), под 70-м градусом северной широты, плодоносили виноградные лозы. Теплолюбивая растительность обнаружена была даже под 82-м градусом северной широты! Слоны, мастодонты, верблюды, носороги, лошади, антилопы, саблезубые тигры, львы, многорезцовые сумчатые, бегемоты и жирафы вольготно жили на территориях близ Северного полюса. Их кости и поныне в огромных количествах находят бульдозеристы, нефтяники, метеорологи — все те, кто работает на Новосибирских островах, о. Врангеля и прочей Северной Земле.

Поэтому все предпосылки для жизни человека в доледниковый период там имелись. Куда всё это делось? Почему нет никаких следов? Сегодня все больше находится свидетельств о том, что северные территории пережили глобальную катастрофу, в результате которой все города были буквально смыты водно-селевой волной огромных размеров. Но некоторые следы всё же остались…

В интернете выложена замечательная работа Сергея Силаева «Гиперборея. Города и страны», в ней есть глава «Антропогенные ландшафты Арктики». Автор там пишет о теллях. Телль - холм, возникающий на поселении в процессе его долгого существования. Обычно телли - правильной геометрической формы – круг, квадрат, прямоугольник. Силаев провел анализ огромного количества спутниковых снимков северных территорий и выявил сотни структур и образований, явно имеющих отношение к человеческой деятельности.

Как оказалось, антропогенные и земледельческие структуры в огромном количестве имеются практически на всей территории Арктической части России. На побережье Чукотки, в Нижнеколымской и Яно-Индигирской низменностях, на Таймыре, плато Путорана, в центральной Сибири отмечаются уникальные ландшафты, большинство из которых – правильной геометрической формы. Просматривается даже разветвлённая система ирригационных каналов. Причем, эта форма абсолютно не характерна для ледниковых отложений! Самое поразительное – это то, что большинство этих древних антропогенных образований достаточно легко соотносятся с отмеченными на древних картах городами Великой Тартарии.

Затем еще одно. На северных территориях весьма часто встречаются пирамидальные холмы и остатки циклопических мегалитических сооружений, многие из которых имеют привязку к Дню летнего Солнцестояния и географическим сторонам света. Они устояли даже под напором воды и селевых масс. И сегодня так же служат нам немыми свидетельствами существования в современном мiре снега и льда былой развитой, пусть и не похожей на нашу, цивилизации. Но это совсем другая история...

Продолжение следует...




Tags: Рассказы, Тымнетагин
Subscribe

Posts from This Journal “Тымнетагин” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments